Многие пары чувствуют, что такое чувство как любовь требует более возвышенной церемонии, нежели проставление печатей в паспорт в ЗАГСе. И тогда они задумываются о венчании в церкви. Также нередко бывает, что люди живут в зарегистрированном браке год, три, десять и даже тридцать, постепенно приходя к вере и осознанию, что все же хорошо бы свой союз засвидетельствовать и перед Богом.
Перво-наперво стоит узнать, кому венчаться нельзя ни при каких обстоятельствах. А так как это одно из таинств Православной Церкви, в первую очередь стоит сказать о людях, принадлежащих другим религиям. То есть, ОБА супруга должны принадлежать к Православной Церкви (не важно, какого Патриархата). Также иногда допускают брак с католиками, однако, на это требуется разрешение епископа.
Кроме того, нельзя венчать нерасписанных супругов. Логика проста: если люди не готовы по любым причинам проставить штампы, то как можно верить в то, что они проживут вместе всю жизнь? Если отсутствие штампа не важно, то и его наличие не должно смущать столь возвышенных людей. Исключения бывают, однако они крайне редки. Либо при невозможности по каким-либо причинам официально зарегистрировать брак (временная невозможность и лень не входят в список уважительных причин), либо когда священник хорошо знает жениха и невесту и доверяет им, при этом заявление подано и дата свадьбы выпадает на пост - в таком случае, могут как традиционно отложить венчание, так и провести его до поста, а в ЗАГСе просто поставить подписи.
Также оговоримся о втором и последующих браках. Развенчания как такового не существует. Существует благословение на второй брак. Оно несколько отличается от чина первого венчания, поскольку Церковь понимает, что развод - это всегда травма и трагедия для участников. Второй брак также обычно требует разрешения епископа, а епископ вправе узнать, в чем состояла причина развода. Если второй раз венчаться хочет виновный в первом разводе (например, изменивший), могут и не благословить. Пострадавшей стороне обычно не отказывают во втором браке.
Кстати, о разводах. Официально есть всего три причины, по которым человек может подать на развод: это измена, сильное пьянство или угроза жизни (особенно, детям), то есть, насилие в семье. На деле, конечно, и среди православных случаются разводы на почве "непримиримых разногласий", но стоит помнить, что чаще всего в таких ситуациях виноваты оба супруга, и в таком случае развод - довольно большой грех.
И еще: чинопоследование венчания отличается не только в случае повторного брака, но и в случае, когда венчаются люди уже немолодые. В таком таинстве уже не просят Господа подарить супругам много детей, например, так как в их возрасте это уже не имеет смысла.
В заключении отметим, что изначально христианский брак заключался в Евхаристии - жених и невеста причащались Тела и Крови Христа из Чаши и тем самым связывали себя не только в этой жизни, но и после смерти. В католической культуре брак считается лишь земным делом, не переходя в вечность, а в Православии считается, что связываются не только тела, но и бессмертные души. Впрочем, посмертная участь супругов нам не раскрыта, кроме того, что "в раю не женятся и не выходят замуж", по словам Господа. Это значит, что привычных супружеских отношений там не будет, но духовная связь и любовь останется. Поэтому задумайтесь над важностью этого таинства. Если вы не ведете духовную жизнь, не пожалеете ли вы о том, что венчались, не будучи воцерковленными, для красоты? Не путаете ли вы свои личные духовные ощущения с истинной религиозностью? Не всякий священник благословит брак людям, которых крестили в детстве, но при этом они сами ни разу не задумывались о Боге и отношениях с Ним. А если и благословит, принесет ли пользу такая профанация таинства?
Подготовьтесь, разберитесь и, если нужно, подождите немного. Лучше сначала воцерковиться, накануне венчания исповедаться и причаститься, да и после не отходить от Церкви, и тогда Бог точно возьмет вас, любящих людей, за руки и поведет в счастливую семейную жизнь.