В своём канале я уже рассказывал, как начиналось строительство железной дороги в Сибири в начале XX столетия. Сейчас хочу приподнять завесу тайны над строительством получившим шифр "502-е строительство", которое входило в печально знаменитую 501-503 стройки.
Когда я только-только начинал заниматься историей «сталинской железной дороги» от станции Чум до Игарки, то удивился тому, что много говорят о 501 и 503 стройках. А где же была 502? Ошибка шифровальщиков того времени? Ну не может быть такого, система НКВД это вам не шарашкина контора, а вполне себе серьёзное учреждение. И вот что интересно, о том что стройку сначала планировали довести до побережья Карского моря, до п. Мыс Каменный, знали все, а вот ассоциировать её с 502-й стройкой как-то у многих не получалось. Не знаю в чём причина, впрочем, сейчас это не важно. Кстати, до сих пор некоторые спрашивают, а где же было это строительство, и что с ним стало?
Обо всём по порядку.
4 февраля 1947 г. когда вышло постановление Совета Министров СССР:
«О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода с жилым посёлком в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта».
Я упоминал о нём в статье «Самый медленный поезд России как туристический бренд».
Буквально через несколько дней после выхода постановления в п. Мыс Каменный спецбортом вылетели специалисты из Северной проектно-изыскательской экспедиции. Кроме этого, в спешном порядке формировались другие партии проектировщиков, сроки, отпущенные Кремлём, поджимали. Так начиналось строительство № 502, от станции Обская до Мыса Каменного. И, между прочим, это была не прихоть Сталина, а сама международная обстановка вынуждала укреплять Север страны, который во время Великой Отечественной войны оказался уязвим. Но об этом в следующих статьях, поверьте, в эти года события разворачивались для СССР не самым благоприятным образом.
Во время навигации в Мыс Каменный было завезено оборудование, материалы, продукты, доставили зэков, охрану и вольнонаёмных. С двух сторон работа кипела во всю. И в это время геологи выяснили пренеприятную особенность Карского моря. Его дно было неглубоким, песчаным, фарватер постоянно менялся поэтому крупные морские суда не могли близко подойти к берегу. Даже сейчас построить там морской порт, это очень непростая задача. Берег тоже был песчаным, несмотря на название посёлка, никакого камня там не было.
Оказалось, название морского мыса – Каменный, было ошибкой картографов, ненецкое слово «пае», что значит «кривой» было услышано как «пай» - «каменный». Вот так ошибка переводчика привела к большим проблемам.
У строителей было два выхода: углубить дно Обской губы на десять метров, но для этого необходимо было завести 90 тысяч тонн металлического шпунта и 26 миллионов кубических метров камня, песка и щебня, и всё равно, дно периодически надо было бы углублять. Сами понимаете, в то время, когда страна только-только восстанавливалась после страшной войны, это было нереально. Либо прекратить стройку железной дороги и забыть о морском порте. Однако от идеи строительства морпорта на Северном морском пути не отказались. После совещаний в Кремле правительственная комиссия решила перенацелить дорогу дальше на Восток, вдоль арктического побережья до Игарки.
Кстати, об этом факте сейчас мало кто знает – ещё
15 июня 1928 г. Совет труда и обороны принял решение о строительстве порта в Игарке.
Так что конечная цель была более-менее ясна. А для тех кто до сих пор верит, что трансарктическую дорогу строили с кондачка, без всяких проектов и обоснований, будет лишним напоминанием, Сталин был прагматиком и отлично понимал необходимость этой «чугунки».
Добавлю, экономически этот проект был даже более целесообразным, так как надёжно связывал центральную Россию с северо-восточными районами Сибири. И как утверждают некоторые историки, во время обсуждении Сталин заставил скоординировать ранее выбранное направление, отклонив его севернее, якобы он сказал:
«Академик Губкин предполагает, что в этих местах должны быть нефтяные и газовые месторождения, - дорога может пригодиться при их разработке».
Так ли это было, сейчас трудно узнать, документы до сих пор засекречены.
Пока всё это выяснилось, пока шли обсуждения и принимались решения, строительство продолжалось, был освоен участок в 174 км, от станции Обская на полуостров Ямал. К сожалению, сейчас найти останки этого строительства практически невозможно. Что-то разобрали, когда было решено перенацелить дорогу на Восток, что-то уничтожила природа. Несколько лет назад члены Русского географического общества пытались найти следы, но почти ничего не сохранилось.
В 1949 г. стройка была повёрнута на Игарку, появилось 503-е строительство. А про 502-ю быстро забыли, и она стала ямальской легендой.
К строительству железнодорожной магистрали в Арктике я ещё вернусь, поэтому не забудьте подписаться на мой канал, чтоб не пропустить малоизвестные факты из прошлого нашей страны. А если у вас остались вопросы, пишите в комментариях.