Найти тему

Тайна 502-й стройки

В своём канале я уже рассказывал, как начиналось строительство железной дороги в Сибири в начале XX столетия. Сейчас хочу приподнять завесу тайны над строительством получившим шифр "502-е строительство", которое входило в печально знаменитую 501-503 стройки.

Карта 501-503 строек. Фонды МВК им. И.С. Шемановского (г. Салехард)
Карта 501-503 строек. Фонды МВК им. И.С. Шемановского (г. Салехард)

Когда я только-только начинал заниматься историей «сталинской железной дороги» от станции Чум до Игарки, то удивился тому, что много говорят о 501 и 503 стройках. А где же была 502? Ошибка шифровальщиков того времени? Ну не может быть такого, система НКВД это вам не шарашкина контора, а вполне себе серьёзное учреждение. И вот что интересно, о том что стройку сначала планировали довести до побережья Карского моря, до п. Мыс Каменный, знали все, а вот ассоциировать её с 502-й стройкой как-то у многих не получалось. Не знаю в чём причина, впрочем, сейчас это не важно. Кстати, до сих пор некоторые спрашивают, а где же было это строительство, и что с ним стало?

Обо всём по порядку.

4 февраля 1947 г. когда вышло постановление Совета Министров СССР:

«О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода с жилым посёлком в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта».

Я упоминал о нём в статье «Самый медленный поезд России как туристический бренд».

Побережье Карского моря. https://gromozeka07b9.livejournal.com/
Побережье Карского моря. https://gromozeka07b9.livejournal.com/

Буквально через несколько дней после выхода постановления в п. Мыс Каменный спецбортом вылетели специалисты из Северной проектно-изыскательской экспедиции. Кроме этого, в спешном порядке формировались другие партии проектировщиков, сроки, отпущенные Кремлём, поджимали. Так начиналось строительство № 502, от станции Обская до Мыса Каменного. И, между прочим, это была не прихоть Сталина, а сама международная обстановка вынуждала укреплять Север страны, который во время Великой Отечественной войны оказался уязвим. Но об этом в следующих статьях, поверьте, в эти года события разворачивались для СССР не самым благоприятным образом.

Во время навигации в Мыс Каменный было завезено оборудование, материалы, продукты, доставили зэков, охрану и вольнонаёмных. С двух сторон работа кипела во всю. И в это время геологи выяснили пренеприятную особенность Карского моря. Его дно было неглубоким, песчаным, фарватер постоянно менялся поэтому крупные морские суда не могли близко подойти к берегу. Даже сейчас построить там морской порт, это очень непростая задача. Берег тоже был песчаным, несмотря на название посёлка, никакого камня там не было.

Оказалось, название морского мыса – Каменный, было ошибкой картографов, ненецкое слово «пае», что значит «кривой» было услышано как «пай» - «каменный». Вот так ошибка переводчика привела к большим проблемам.

У строителей было два выхода: углубить дно Обской губы на десять метров, но для этого необходимо было завести 90 тысяч тонн металлического шпунта и 26 миллионов кубических метров камня, песка и щебня, и всё равно, дно периодически надо было бы углублять. Сами понимаете, в то время, когда страна только-только восстанавливалась после страшной войны, это было нереально. Либо прекратить стройку железной дороги и забыть о морском порте. Однако от идеи строительства морпорта на Северном морском пути не отказались. После совещаний в Кремле правительственная комиссия решила перенацелить дорогу дальше на Восток, вдоль арктического побережья до Игарки.

Кстати, об этом факте сейчас мало кто знает – ещё

15 июня 1928 г. Совет труда и обороны принял решение о строительстве порта в Игарке.

Так что конечная цель была более-менее ясна. А для тех кто до сих пор верит, что трансарктическую дорогу строили с кондачка, без всяких проектов и обоснований, будет лишним напоминанием, Сталин был прагматиком и отлично понимал необходимость этой «чугунки».

Добавлю, экономически этот проект был даже более целесообразным, так как надёжно связывал центральную Россию с северо-восточными районами Сибири. И как утверждают некоторые историки, во время обсуждении Сталин заставил скоординировать ранее выбранное направление, отклонив его севернее, якобы он сказал:

«Академик Губкин предполагает, что в этих местах должны быть нефтяные и газовые месторождения, - дорога может пригодиться при их разработке».

Так ли это было, сейчас трудно узнать, документы до сих пор засекречены.

Академик И.М. Губкин. Яндекс.Картинки
Академик И.М. Губкин. Яндекс.Картинки

Пока всё это выяснилось, пока шли обсуждения и принимались решения, строительство продолжалось, был освоен участок в 174 км, от станции Обская на полуостров Ямал. К сожалению, сейчас найти останки этого строительства практически невозможно. Что-то разобрали, когда было решено перенацелить дорогу на Восток, что-то уничтожила природа. Несколько лет назад члены Русского географического общества пытались найти следы, но почти ничего не сохранилось.

В 1949 г. стройка была повёрнута на Игарку, появилось 503-е строительство. А про 502-ю быстро забыли, и она стала ямальской легендой.

К строительству железнодорожной магистрали в Арктике я ещё вернусь, поэтому не забудьте подписаться на мой канал, чтоб не пропустить малоизвестные факты из прошлого нашей страны. А если у вас остались вопросы, пишите в комментариях.