Найти тему
Год в истории

Владимир Маяковский. Трагедия одного поэта

Он дал пощечину общественному вкусу – общество вздрогнуло и попросило еще. Он был поэтом единиц, а стал поэтом миллионов. Взбираясь по ступеням его замысловатых рифм и образов читатель словно терял связь с реальностью, а когда в хаосе строк находил наконец логику, то прозревал, ощущая гений творца, рушившего устои старого искусства. Имя его – Владимир Владимирович Маяковский.

Долой ваше искусство!

Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдати Кутаисской губернии в семье лесничего. Уже в детстве, на волне революционного подъема XX века, он посещал митинги и демонстрации. В 1906 году отец Маяковского умирает от заражения крови, и юный Володя вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву.

В Москве Маяковский не оставил своего увлечения революцией, и после своего исключения из гимназии в 1908 году из-за невозможности оплатить обучение увлекается марксистской литературой и вступает в РСДРП. В том же году его арестовывают, но вскоре, как несовершеннолетнего, выпускают. Затем последовало еще два ареста, и Маяковский, нередко сидевший в одиночных камерах, пишет свои первые стихи, вырабатывая свой оригинальный стиль. В 1910 году его освобождают из-за недостаточности улик, и он выходит из партии, не восстанавливая членство до конца жизни.

Владимир Маяковский в молодости
Владимир Маяковский в молодости

В 1911 году Маяковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с кубофутуристами, представителями нового веяния в искусстве, объединявшие кубизм в живописи и футуризм в поэзии. В декабре 1912 года кубофутуристы выпускают свой первый сборник, названный «Пощечина общественному вкусу», в котором содержался манифест, призывающий отказаться от старого искусства и высмеивающий писателей современности. В сборнике публикуется и стихотворение Маяковского «Ночь», интересное своими резкими метафорами. Именно с него начался творческий путь Маяковского-поэта.

После успеха «Пощечины» Маяковский широкими шагами идет к славе. Из-под его пера выходит первый собственный сборник стихов «Я», трагедия «Владимир Маяковский», и, наконец, в 1915 году публикуется поэма «Облако в штанах», первоначально названная автором «Тринадцатый апостол». Разбитая на четыре части, или крики, как назвал их сам Маяковский, поэма стала своеобразной вершиной контркультуры того периода, в грубой и яростной форме чеканя призывы:

Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваш строй!
Долой вашу религию!

Обложка поэмы "Облако в штанах"
Обложка поэмы "Облако в штанах"

В этом произведении поэт оказался пророком, предвидя революцию, которая уже стояла на пороге и была готова тяжелым молотом разбить хрустальные дворцы старого мира.

Твори, выдумывай, пробуй!

Революция стала глотком свежего воздуха для поэта, выработавшего ненависть к войне и лицемерию высшего света, знающего о гибели солдат лишь из колонок патриотических газет. В 1917 году Маяковский из оппозиционного поэта превращается в один из двигателей нового искусства, издавая стихи и поэмы, читая их перед красногвардейцами и городской публикой, занимаясь театральными постановками и даже работая над сценариями и снимаясь в кино.

Маяковский в этот период именуется не иначе, как пролетарский поэт – жесткий, смелый, задающий ритм эпохе своими рифмами. Его стихотворение «Левый марш» стало гимном Гражданской войны, призывающим дать отпор всем врагам и требующим дать слово «товарищу маузеру».

Маяковский со временем становится агитатором, вступает в «Окна РОСТА» и доступными и лаконичными формами, сочетающими поэзию и рисунки, доводит до жителей страны Советов информацию самую важную информацию. Отчасти поэт стал одним из отцов советской рекламы, создав множество рекламных плакатов и слоганов.

Агитационные материалы окон РОСТА
Агитационные материалы окон РОСТА

В определенный момент даже советское искусство стало для Маяковского недостаточно революционным, и он организовал свое творческое объединение поэтов, художников и писателей «Левый фронт искусства» («ЛЕФ»), выпускавшее одноименный журнал. Члены «ЛЕФа» отстаивали идею максимально приблизить литературу к реальной жизни, за что неоднократно критиковались другими деятелями искусства.

Маяковский в США
Маяковский в США

В 20-е годы Маяковский много путешествует за границей и в СССР, его с радостью встречают на многочисленных выступлениях и литературных вечерах. В 1924 году своей поэмой на смерть вождя пролетариата «Владимир Ильич Ленин» он закрепляет свое звание первого среди лучших. Но вскоре эта ситуация кардинально изменится.

Я с жизнью в расчете…

Со смертью Ленина пришел и закат карьеры Маяковского. Когда пыл Гражданской войны стих, а новая бюрократия искала спокойствия мирной жизни, трибун революции оказался достаточно неуместной фигурой. Его все чаще начинают критиковать, тиражи уменьшаются, а в годы борьбы с левой оппозицией его лирика рассматривалась как потенциально троцкистская.

-5

Критикуя новую бюрократию, Маяковский выпускает сатирические пьесы «Баня» и «Клоп», которые были в штыки встречены как критиками, так и другими пролетарскими поэтами. «Попутчик!», «Исписался!» говорили завистники, что сильнее вгоняло в депрессию Владимира Владимировича.

Проблемы были и в личной жизни Маяковского. Его возлюбленная, которой он посвятил большинство своих произведений, Лиля Брик, была замужем, что, впрочем, не мешало ей, ее мужу Осипу Брику и Владимиру Владимировичу жить вместе. Об этом любовном треугольнике судачила вся Москва, но Маяковский ничего не мог поделать со своими чувствами и сильно страдал от подобных сложных отношений.

Лиля Брик и Владимир Маяковский
Лиля Брик и Владимир Маяковский

В 1929 году у Маяковского завязался роман с актрисой Вероникой Полонской, опять же замужней. Он просил ее уйти от мужа, но Вероника не соглашалась, вновь заставляя страдать поэта. Этот момент совпал с организацией выставки, приуроченной к двадцатилетнему юбилею творческой деятельности Маяковского. Выставку словно никто не заметил, ее проигнорировали и первые лица государства. Маяковский был раздавлен.

14 апреля 1930 года Владимир Маяковский сразу после свидания с Полонской пустил себе пулю в сердце. После гибели поэта было найдено его предсмертное письмо, в котором он просил никого не винить в своей смерти и не сплетничать. Убив себя, Маяковский вновь дал жизнь своему творчеству – грубому и неуемному, но в то же время открытому и искреннему, как сам поэт.

Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О спецоперации Красной Армии в Афганистане;
О "Шахтинском деле";
О катастрофе "Италии" на Северном полюсе.

1930 год продолжается! Далее вас ждут об истории появления ВДВ и сфабрикованном деле вредителей.
Подписывайтесь на канал и не пропустите!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки!