Найти тему

Крым. По заброшенным военным тайнам .

  На туристических картах эти "пещерные города", как исторические объекты, не обозначены.       

На один из таких объектов, а именно - "объект100", мы и прибыли вместе с моими друзьями-сталкерами Димой и Лёвой в один из погожих зимних деньков .

Фотографии можно увеличить, кликнув на них.

-2

 "Объект 100" - иначе "Сотка" - известен тем, что это был первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования с радиусом действия в морской акватории до 100 км. Строительство объекта началось в самый разгар холодной войны, в 1954 году.
       Для чего же был нужен столь суровый военный объект в таком райском уголке юго-западного Крыма?
       Всего в нескольких километрах находится Севастополь, город, который со дня основания строился как военно-морская крепость, главный военный порт на юге России, а в дальнейшем - крупная военно-морская база СССР. Совсем рядом - Балаклава, с тем же военным статусом. Оба города претерпели тяжелейшие военные сражения как в Крымскую войну 1854-55гг.- первая оборона Севастополя, так и в Великую Отечественную войну - вторая оборона Севастополя 1941-42г. Так что печальный опыт был.
       После Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Тогда-то и было принято решение - в толще гор, окружающих Балаклаву, выстроить подземный завод по сокрытию и подготовке к боевым действиям подводных лодок . Решение принималось руководством страны во главе с Иосифом Сталиным. Соратнику - Лаврентию Берия, - топ-менеджеру по ядерным проектам - было поручено найти место и начать строительство.
       Надо полагать, тогда же и было принято решение о строительстве между Балаклавой и мысом Айя подземных ракетных комплексов для защиты Черноморского флота, базировавшегося в Севастополе и Балаклаве. В строительстве подземных городов участвовали тысячи "добровольцев", подписавших "подписку о неразглашении"...
       Строительство шло небывалыми темпами: уже в 1955 году вступила в строй радиолокационная станция на мысе Айя и в 1956году завершено строительство "Объекта 100". Заметьте - все эти сложнейшие инженерные сооружения строились под землёй. Вот вам и "пещерные города". Подземный завод в Балаклаве строился с 1953года по 1961. В эти годы Севастополь стал закрытым городом, а Балаклава вообще перестала существовать в сознании простых граждан как город и исчезла с административных карт.
Со временем комплекс неоднократно подвергался модернизации с учётом военно-технического прогресса и соотношения сил с противоборствующей стороной.
Последняя "модернизация" прошла уже после развала страны. Вот мы и решили посмотреть на результат...

На территории - ни души.Пошли в "штаб". Там нас тоже никто не встретил.

-3

Зашли в помещение. Первой мыслью было : немцы, типа фашисты, гады - всё, до последней паркетинки, вывезли в свой рейх ...

-4

В командирской тоже всё разорено, сожжено - командир, наверно, убит. А может это натовцы?        Воспользовались, гады, неразберихой в стране.

-5

Погуляв по безлюдному командно-штабному-жилому сектору, пошли к непосредственно военным  площадкам объекта. Там и сям разбросаны какие-то непонятные бетонные сооружения. Но какой вид открывается отсюда!

-6

Заглянули в ангар. Похоже, что здесь загружали главное содержимое объекта - ракеты, затем их по рельсам везли на тележках       в туннели к пусковым шахтам.

-7

По направлению рельсов из ангара пошли в туннель. Своеобразный вход напоминает огромный зев ненасытного чудища. Раньше было такое пропагандистское понятие: "закрома Родины". Вход в эти "закрома" мне таким и представлялся...

-8

О! Здесь уже рельсов нет. Увели...

-9

Зато какие двери! Пожалуй с полметра в толщину будут. Ни одна падла не унесёт...

-10

Виден "свет в конце туннеля" - там пусковая шахта. Внизу, под ногами - разрушенные остатки поворотного круга для направляющей тележки с "грузом". Параллельно "транспортному " туннелю проложены узкие подземные коридоры (на правом ). В траншеях, видимо, был проложен кабель из цветного металла.
Когда-то, в перестроечные времена, в годы полного разорения страны и обнищания народа, какой-то товарищч из Омерики посоветовал (ещё наша страна советская была) выкопать все кабели от Бреста до Владивостока и сдать их на металлолом в западные банки - этого с лихвой, как он сказал, хватило бы на оплату многомиллиардного долга и ещё осталось бы на жрачку для советских людей. Среди главных военных нашлось немало "умных" людей, не пропустивших этот совет по части стоимости цветного металла и др. военного снаряжения.

-11

Каждый туннель заканчивается такой пусковой шахтой.

-12
-13

Сейчас посмотрим , что там...

-14

По ходу пути в туннеле встречаются такие комнатки с бронированной дверью - на случай ядерной атаки...

-15

Вышли на поверхность. Металлическая крышка с шахты куда-то исчезла. А ведь как эффектно она раздвигалась в разных художественных и документальных фильмах! Вообще эту "цитадель" снимали в фильме "Одиночное плавание". А теперь - только тени странствующих диггеров и сталкеров можно здесь увидеть.

-16

Похоже, что здесь были вентиляционные шахты...

-17

С этого холма открываются красивые виды.

-18

Мои друзья-сталкеры Лёва и Дима, с которыми, всё осмотрев, мы пошли дальше, к другому историческому объекту, не менее интересному.

-19

Но это уже другая история, о которой написано здесь: Часть 2-я. От "сотки" к Балаклаве

А чтобы увидеть продолжение и посмотреть про другие крымские (и не только) прогулки из коллекции бродилок Юрия Тимофеева , желательно подписаться на мой канал Про Крым и не только... и не забудьте нажать "палец вверх" 👍 на этой странице, если вам понравилась эта публикация и фотографии, а также поделиться со своими друзьями в соц. сетях.