Найти тему
"Запасаемся попкорном"

"Игра престолов" - рекап первой серии восьмого сезона

541 день ждали поклонники «Игры престолов» старта финального сезона любимого сериала. И, наконец, дождались. Первая серия восьмого сезона лишь на первый взгляд может показаться неискушенному зрителю излишне неторопливой: на самом деле, авторы за 50 минут задали все основные конфликты сезона, причем сделали это максимально убедительно.

[текст написан для и впервые опубликован на сайте Esquire.ru]

На всякий случай: этот текст - подробный разбор первой серии восьмого сезона и этот разбор, разумеется, будет включать множество спойлеров. Так что если вы серию еще не посмотрели и боитесь испортить себе удовольствие, дальше этот текст читать категорически не следует.

Стоит отдать должное авторам сериала «Игра престолов» — в первой серии они всеми силами стараются держать интонационный баланс и не дают истории уходить в невыносимый пафос. Именно поэтому первый диалог в серии — это не какая-нибудь проникновенная речь про «сплотиться перед общим врагом», а сцена, в которой Тирион опять троллит бедного Вариса и смеется над тем, что ему везет и он хотя бы на Севере не сможет себе яйца отморозить. Ха-ха. Но шутки шутками, а проблемы, стоящие перед героями сериала, пока выглядят абсолютно неразрешимыми.

-2

Дейенерис будет проблемой для всех. Это, наверное, самое важное, что мы поняли из первой серии. Тирион и Варис (хотя Варис и относится к этой идее со скепсисом) могут сколько угодно надеяться на то, что Семь Королевств получат сразу двух правителей, но пока события развиваются таким образом, что конфликт между Джоном и Матерью Драконов неизбежен. Главным сюрпризом первой серии становится эмоциональное выступление Сэма. Он мог рассказать Джону правду о его рождении десятью разными способами, но он выбирает именно такой, который формирует конфликт: у тебя есть все права на трон, у тебя прав на трон больше, чем у нее, и ты обязан бороться за трон. Понятно, что Сэм говорит эмоционально — он мог как угодно относиться к отцу, но новость о том, что Дейенерис казнила безоружных и сдавшихся пленных, очевидно, потрясла его до глубины души. Весь подтекст речи Сэма сводится к простой мысли: да, я знаю, что иногда правители казнят провинившихся, но иногда они их и милуют. И невысказанной остается главная мысль: а хочешь ли ты, Джон, чтобы королевой Семи Королевств стал человек, не способный прощать и миловать? За это ли ты боролся всю свою жизнь?

На протяжении всей серии Джон Сноу пытается убедить своих родственников и союзников в том, что сейчас, когда Король Ночи близко, не время обсуждать вопросы престолонаследия. Давайте сначала победим армию мертвых, а потом будем разбираться. Но — и в этом особое очарование мира «Игры престолов» — удивительным образом эта вроде бы очевидная мысль не встречает одобрения практически ни у кого. Мертвые, может быть, и близко, но живые не готовы «сплотиться» и бодро идти в бой: они — люди, а не герои пропагандистских фильмов про войну, и им прежде, чем сплотиться, необходимо выяснить отношения. И в ситуации, когда и Санса, и Арья, и Сэм — все предостерегают Джона или даже прямо советуют ему готовиться к конфронтации с Дейенерис, — конфликт их неизбежен. Любовь любовью, а для Джона — и он на протяжении всего сериала показывал это не раз — есть вещи важнее.

-3

Отдельно стоит отметить, что чем ближе мы подбираемся к финалу, тем холоднее и отстраненнее становится Мать Драконов. Это уже не милая девушка из первого сезона, это холодный и расчетливый правитель, гордый и бессердечный. На большинстве промофотографий восьмого сезона визуальный акцент делался на контрасте между Дейенерис — вся в белом и Джоном — весь в черном, но, как мне кажется, точнее было бы поставить Дейенерис рядом с Серсеей. Между ними очевидно больше общего, чем нам казалось раньше. Более того, в первой обе героини одинаково «награждают» своих преданных «слуг», которые помогли им увеличить их армии. Только если за сексом Джона и Дейенерис с недовольной мордой смотрел дракон Дрогон, то Эурона в спальню провожает не менее недовольный взгляд Горы.

-4

Но первая серия не только обостряет новые конфликты: на протяжении семи сезонов мы с вами следили за приключениями десятков разных героев, разбросанных по всем углам Вестероса, и вот, наконец, они практически все собрались в одном месте. Точкой силы первых эпизодов становится Винтерфелл: там собираются все Старки — Санса, Арья и Бран, туда приезжают Джон Сноу и Дейенерис со своей свитой — сиром Давосом, Тирионом, Варисом и Джорахом Мормонтом. В кузнице трудится Джендри — он осваивает новую технику ковки оружия из драконьего стекла. В библиотеке замка сидит Сэмвелл Тарли, а вместе с «величайшей армией, когда либо собиравшейся в Вестеросе» в замок возвращается Пес.

-5

Со стороны Стены к Винтерфеллу движется не только армия Короля Ночи — отряды Ночного дозора и выжившие члены экспедиции за Стену во главе с рыжебородым Тормундом тоже пытаются поскорее добраться до замка Старков. В Винтерфелл же отправляется и Теон Грейджой, спасший из плена Эурона свою сестру Яру.

Второй центр силы серии — Королевская Гавань. Если Север объединяет ощущение воссоединяющейся семьи, то в Королевской Гавани, напротив, царит мрачное одиночество. Серсея в окружении двух своих ближайших соратников — мертвого телохранителя Горы и злого гения Квиберна — принимает Эурона, который доставил в Вестерос обещанных наемников из-за моря. Правда, без слонов. Слоны, к сожалению, к транспортировке оказались не предрасположены. Эурон наконец выклянчивает себе обещанную оплату — ночь с королевой — и глобально чувствует себя королем мира.

-6

Тема долгожданных встреч героев, которые не виделись между собой многие годы, — одна из основных тем эпизода. Пес встречает Арью, которая бросила его умирать. Арья встречает Джендри, с которым они виделись последний раз в третьем сезоне, — и, кажется, у нее наконец-то появится в сериале «любовный интерес» (если Джендри не убьют в грядущей битве). Самая трогательная сцена воссоединения — встреча Арьи и Джона, последний раз они виделись во второй серии первого сезона. А самая могучая в смысле эмоционального заряда сцена — встреча прикованного к инвалидной коляске Брана и Джейме Ланнистера. Сериал очень красиво и симметрично «закругляется», и события, с которых мы начали эту историю, получают необходимые развязки в финале.

-7

Накануне премьеры восьмого сезона одной из тем обсуждения среди поклонников стало беспокойство, что финальный сезон будет весь про войну и в «Игре престолов» больше не будет фирменного откровенного секса. Авторы услышали наши опасения: за секс в первой серии отвечает обаятельный Бронн, который готовится к зомби-апокалипсису в компании сразу трех симпатичных голых девушек. План Серсеи — поручить именно Бронну убийство Джейме и Тириона — одновременно и ужасный, и гениальный. Ведь Бронн — настоящий друг обоим Ланнистерам. С другой стороны, на протяжении семи сезонов нас приучали к мысли, что единственное для Бронна важное обстоятельство — это деньги. Так что, видимо, мы скоро узнаем, какой выбор он сделает в финале. Готов поставить на то, что Бронн возьмет деньги и обманет Серсею. Это было бы логично.

В сцене с Бронном в борделе, кстати, есть смешное «пасхальное яйцо» для поклонников: если вы помните, в прошлом сезоне Арья встретила в лесу группу солдат Ланнистеров, одного из которых играл певец Эд Ширан. Фанатам сериала это камео так не понравилось, что несчастному Ширану пришлось удалить свой твиттер из-за травли. Так вот когда Бронн пытается спокойно потрахаться, а две свободные девушки продолжают обсуждать драконов — они-то как раз и раскрывают дальнейшую судьбу героя Ширана: «Тот рыженький Эд, его спалил дракон, лицо ему сжег, теперь у него нет век на глазах даже».

-8

И, наконец, давайте обсудим одну сцену, требующую некоторых пояснений. Ближе к финалу мы встречаем Тормунда и Берика Дондарриона в странном замке, где они сначала встречают отряд Ночного дозора под предводительством Скорбного Эда, а затем находят труп молодого лорда Неда Амбера — того самого мальчика, который так трогательно стеснялся Дейенерис в начале серии. Здание, которое осматривают наши герои, — это фамильный замок дома Амберов «Последний Очаг». Тело Неда, как говорит Тормунд, — это «послание от Короля Ночи». Символ, выложенный из отрубленных рук на Стене, мы с вами уже видели в сериале неоднократно — это «спираль ходоков». Авторы никогда нам конкретно не объясняли, что именно означает этот символ, но использовали довольно часто: начиная с первого сезона почти во всех столкновениях людей и ходоков где-то была выложена именно эта спираль.

Конкретнее всего спираль была представлена в серии, объясняющей происхождение Короля Ночи: в сцене жертвоприношения человека, из которого с помощью магии дети леса сделали ходока. Этот человек был привязан как раз к дереву, стоящему в центре спирали. И одна из теорий на этот счет гласит, что для ходоков спираль — это акт агрессии по отношению к ненавидимым ими детям леса. Дети обрекли их на страдания, сделали их живыми мертвецами, и ходоки мстят им, извращая их священный магический символ: если дети леса в центр спирали помещали дерево — символ жизни, то у ходоков в центре всегда труп. Другая теория — также ничем не подтвержденная — гласит, что символ этот — магический и с его помощью Король Ночи «столбит территорию», то есть он необходим для того, чтобы трупы оживали и присоединялись к его армии.

-9

В общем и целом первый эпизод финального сезона оправдал все фанатские ожидания. Вышел такой сбалансированный коктейль из сентиментальной ностальгии, изощренного насилия, качественных драконов, голых женщин и крутых конфликтов сложнопридуманных героев. О чем еще можно мечтать.