«Сущность краж электрической энергии изменилась существенно в последние годы. Налицо серьезное технологическое развитие средств измерения потребленной энергии, и манипуляции приборов для измерения потребляемой энергии уже стали невозможными для среднестатических болгар. Это наводит на мысль, что есть люди, для которых кража электричества превратилась в доходный бизнес. Существуют серьезные сомнения, что речь идет о бывших служащих энергетических обществ, с соответствующими компетенциями и умениями». Так обобщил проблему с нерегламентированным потреблением электричества Иван Иванов, председатель Комиссии энергетического и водного регулирования (КЭВР), в рамках дискуссии на эту тему, задача которой была дать гласность всем точкам зрения и изготовить предложения срочных изменения в Закон об энергетике. В разговорах приняли участие министр энергетики Теменужка Петкова, депутаты от разных парламентских групп и представители энергораспределительных обществ ЧЕЗ, «Энерго-Про» и ЕVN.
Валентин Николов, заместитель председателя парламентской Комиссии по энергетике, выразил готовность к обсуждению конкретных предложений о законодательных изменениях, так как общество уже проявляет нетерпимость к ворам электричества и сооружений линий электропередачи.
Кто же ворует электричество? По данным КЭВР, кражи электричества цыганами уже упали ниже 10 %, а более 50 % краж – это дело бизнес-организаций, отелей, фабрик, ресторанов и др., у которых есть серьезное потребление энергии.
Проведенная дискуссия по теме – вторая по счету. Предыдущая прошла в 2016 году, когда закон не давал право регулятору определять, какое время назад действительны санкции, как и их размер. Три года спустя было внесено немало изменений, которые дают надежду, что кражи электричества, возможно, будут сведены к минимуму при помощи государства. «Ожидается, что КЭВР должна быть способной прекратить кражи электричества, но роль энергетического регулятора – определять правила измерения количеств, как и способы и правила пересчета использованной, но все еще неучтенной электроэнергии, – объяснил Иван Иванов. – Чаще всего встречаемые нарушения – это изменение схемы связи и неправомерное подсоединение. Пересчет расходится в этих случаях, а срок, который Комиссия определяет на восстановление суммы, в первом случае 90 дней, а во втором – 180 дней. В результате, суммы, которые должны быть заплачены, чтобы не были ущемлены общества, варьируют от 500 до 5 тысяч евро. Мы хотим заверить, что Комиссия не пытается преуменьшить проблему с кражами, но вместе с этим мы ищем баланс. Поэтому мы стараемся, чтобы определяемыми нами санкции были справедливыми, пропорциональными и предотвращающими повторные такие действия. Единственный способ, однако, снизить количество краж, не столько санкции, сколько использование технологических возможностей, которые предоставляют современные измерительные приборы, как и цена, по которой оплачиваются неправомерно использованные количества электрической энергии. Из отчетов одного из электрораспредительных обществ, предоставленным нам, становится ясно, что, вследствие сдерживающих мер, кражи из его сети уменьшились на более чем 30 %. Кроме этого, одно из обществ монтировало 1 млн дистанционных электросчетчиков и, благодаря этому, снизилось число попыток краж. Эти аппараты подключены к онлайн-наблюдению, и каждая попытка манипулировать ими, сразу становится заметной. Как только подобный прибор отчитывает явную кражу, незамедлительно команда общества и полиция составляют на месте протокол и, в большинстве случаев, клиенты платят за нарушение до того, как дело дойдет до судебной процедуры. Это и есть решение проблемы с кражей электричества в долгосрочном плане».
Кражи электричества – проблема, которая идет к своему долгосрочному разрешению