Найти тему

Metro: Exodus. Обзор дилетанта

14 февраля 2019 года. Прихожу с работы домой, на обед, предварительно купив цветочки жене. Поздравил свою половинку, быстренько отобедал и уселся за компьютер в поисках интересных новостей и годноты на ютабе. И вдруг мне попалась на глаза новость об одной немалоизвестной игре – Metro: Exodus; или по-нашему – Метро: Исход. Думаю, что даже вкратце описывать данную серию игр не имеет смысла, так как, даже люди, далёкие от видеоигр, и те хоть краем уха да слышали о ней. А уж о геймерах говорить не приходиться, Метро крепко засела в сердцах любителей атмосферных тоннелей московской подземки.

Так вот, увидел я новость и погнал в магазин Epic Games (немножко погоревал, что она вышла не в родном Стиме, но не более), сделал предказаз и снова двинул на работу. Сама игра релизнулась на следующий день, поэтому все рабочие часы я был в жутком предвкушении погружения в новую игрушку от 4A Games. И вот, придя вечером домой, запустив Metro, я поудобнее уселся в кресло и начал внимать разворачивающейся на моих глазах новой истории… __________________________________________________________________________________________

Автор имеет особенность «разгоняться» к концу статьи. Поэтому не судите о ней только по началу)

__________________________________________________________________________________________

Прежний антураж и внимание к мелочам на локациях никуда не делись. Первое время я неспеша разглядывал каждый элемент декора, изучая быт подземных жителей. Как сейчас модно, вступление или пролог, является одновременно и обучением, понемногу знакомя игрока с управлением и геймплеем. Сразу скажу, что играть начал на максимальной сложности и минимальным интерфейсом, поэтому даже на начальных этапах у меня знатно подгорало в определённых местах, когда Артёма убивало практически искрами от рикошета. Потом, когда уже привыкаешь к особенностям игры, познаешь её законы, становится проще выжить, но ни разу не менее интереснее. Об этом ещё поговорим…

Вот он какой, открытый мир
Вот он какой, открытый мир

По окончании пролога нам, наконец, дают пощупать тот самый, обещанный, открытый мир. И получился он у украинских разработчиков, честно говоря, спорным. Есть и отличные решения, но есть и сомнительные, но обо всём по порядку.

Начнём с плюсов. Стоит упомянуть, что я люблю играть всегда на харде, максимуме, каким бы он ни был, а бывает он, кстати говоря, очень разным. Иногда в тему, иногда – бредовым. Об этом тоже можно накидать небольшую статейку. Так вот, именно в Исходе высокая сложность является некой фишкой, которая играет на реализм и, что тоже немаловажно, на атмосферу. О, как обзорщики любят упоминать это слово, обсасывать его, смакуя, размышляя и философствуя. Чуть позже я поведаю своё представление об этом. Правда, хардкор в этой игре иногда и переходит границы – враги уж черезчур метко начинают стрелять, даже с дробовиков. Чуть ниже упомяну один случай.

Вторым плюсом, естественно, выделяется местный открытый мир. Выше я писал, что он получился спорным. Так почему же я отнёс его к плюсам? А потому, что разработчики не стоят на месте. У них отлично получается создавать подземные коридоры, заросшие паутиной, непроглядной тьмой и липким страхом, тут никто спорить не будет. Подобных мест и в Exodus будет навалом, даже без метро. Но 4A Games замахнулись на нечто другое, то, с чем они не работали, в чём у них нет опыта. И получилось это у них, в принципе, достойно, хоть и мало. Вот в чём главная «спорность». Игра позиционируется, как открытый мир, а его там, грубо говоря, всего на две локации, и те не шибко-то большие, зато не пустые. В остальном же открытый мир выступает в роли того же самого коридора, как и в предыдущих играх данной серии, но с дивными красотами. Как бы там ни было, серия развивается и ширится, пусть пока коряво, зато вперёд. И это похвально.

Последним явным плюсом я бы выделил сюжет и персонажей. В основном жёстко линейный, с возможностью выбора в ключевых местах, которые затем незначительно скажутся на продолжении. То есть всё так же, как и в первых «Метро». Поэтому главным отличием является даже не сама история, а стиль повествования. Путешествуя на добротном поезде по матушке-России, встречая разнообразных персонажей, приобретая новых членов команды, ты будто принимаешь участие в фильме, наполненном длинными диалогами. Это правда интересно и помогает немного отдохнуть от напряжённого геймплея. Сюжетных твичей я там не встретил, ничего сверхъестественного. Хорошая, продуманная история, хоть и слегка предсказуемая. Спойлерить не буду. Персонажи очень живые и харизматичные. Каждый со своей небольшой историей и философией. Также понравилось, что мирные неписи на локациях реагируют на Артёма в зависимости от того, как он к ним заявился - если не светить фонарем в лицо и убрать оружие, то они явно благосклонно к этому отнесутся.

-3

Получается, что перечисленные мной плюсы вовсе и не плюсы? Все они какие-то спорные. К сожалению, так и есть. И сложность, и открытый мир, и сюжет – в некоторых местах откровенно слабы. Но вот почему это всё же плюсы – сейчас поведаю. Практически в начале игры, когда Артёму, наконец, дали волю побегать по зимней деревеньке, пощупать каждый уголок открытой локации, именно тогда я влюбился в эту игру. Чтобы лучше понять моё состояние, стоит упомянуть здешнюю систему сохранений, весьма неадекватную, если честно. Прогресс сохраняется автоматически, за исключением моментов, когда вы принудительно укладываете главного героя поспать. Вот как всё было… Немного разведав местность, я обнаружил схрон бандитов, а до того один из наших друзей предупредил, что к таковым лучше подкрадываться ночью, когда они не так бдительны (здравый смысл, не так ли?). Потому я отыскал укромное местечко и прикорнул до темноты. Встав с кровати и выйдя на улицу, я тут же услышал жуткие звуки со всех сторон (рекомендую выключить музыку и оставить только звуки – так реализма получается ещё больше). Оказывается, что тоже логично, по ночам звери выходят из своих укрытий и живут ночной жизнью. Стаи чудищ бегают от места к месту в поисках добычи. Нарваться на них – плевое дело. Когда я, в полуприсяде, ныряя из кустов в кусты, добрался до бандитов и обезвредил их, решил дальше углубиться в незнакомую местность, дабы найти очередное место для ночлега, тогда прочувствовал каждый метр этого открытого мира. Заглянув в меню и обнаружив, что последнее сохранение было 43 минуты назад, Артём находится непонятно где, патроны на исходе, вокруг снуют стаи мутантов, становится действительно жутко (обдумываешь каждый шаг, нет места для риска). Очень не хочется погибнуть по глупости и возвращаться на 43 минуты назад. Это нужно пережить, чтобы понять, поверьте друзья. Это атмосферненько.

Теперь, думаю, можно поговорить и об откровенных минусах.

Самое главное – это вода. Когда вы случайно свалитесь в неё, Артём ведёт себя крайне дурацки. Возможно, это объясняется тем, что, живя всю жизнь в метро, он не умеет плавать… Но почему при этом выныривает в абсолютно рандомных местах, зачастую не самых очевидных и не близких? Это сделано очень странно. Особенно негативно оно проявилось в конце первой локации, когда нужно было идти по определённому маршруту, но я оступился и свалился под воду, а затем вынырнул непонятно где. И после этого некоторые скрипты с монстрами срабатывали не так, как должно. Почему Артём не мог вылезти в том же месте, где упал? Там не было никакого течения, абсолютно стоячая вода. Но нет, его унесло за десятки метров, за стену. Тогда это откровенно взбесило.

Также среди минусов я бы выделил систему сохранений. Не знаю, возможно, это только на харде всё происходит так по-дурному. Но это, конечно, местами очень неприятно. То сохранения нет целый час, то сразу несколько, через каждые пару минут. Я понимаю, что существует какие-то маркеры, сюжетные чекпоинты и т. п. Но понять их логику не представляется возможным… На карте, конечно, раскиданы укромные места, где можно переждать какое-то время и сохраниться. Вот только бегать туда после каждой зачищенной области на карте – занятие так себе…

Ну, и ещё об отрицательной стороне максимальной сложности. Временами она попросту зашкаливает. Например, был один момент, на локации «Каспий», когда Артёму пришлось забраться на довольно высокую точку, где до того гнездился снайпер. Как только вы заберетесь туда, внезапно появляются бандиты. И, казалось бы, ну и здорово. Вы наверху, у вас снайперская винтовка, внизу подоспело мясо для отстрела. Но не тут-то было. Стоит только на миллиметр выглянуть за угол, чтобы прицелиться, с огромной вероятностью вы получите смертельную дозу свинца в своё любопытное лицо. И это, конечно, жутко подбешивает. Ну не могут люди ночью палить на высоту в добрую сотню метров в миллиметр выглянувшего оттуда человека. Это выглядело крайне глупо и неправдоподобно.

Советская буханка здорово выручает
Советская буханка здорово выручает

Также на той же локации, в другом месте, когда пробравшись в стан бандитов, я их тихонько повырезал, случился весьма неприятный сюрприз. Раздались сигналы автомобился, закричали люди, залаяли собаки и задымился мой пукан. Я оказался в центре вражеской базы, окружённый подоспевшим откуда ни возьмись подкреплением. Это, скажу я вам, очень нечестно. Когда изначально ты рассчитал свой план на одно количество недругов, разработал тактику, как от них избавиться, а затем нарисовалась ещё куча болванов, озлобленных вашим появлением, с блэкджеком и гранатами.

Однажды мне попалась статья с заголовком что-то навроде «журналисты удивились продолжительности игры». Я её не читал, в душе понадеявшись, что речь там, скорее всего, шла именно о большой продолжительности. Дескать, в неё можно играть неделями. Но когда у меня самого внезапно пошли титры, я вспомнил ту статью и изменил своё представление об её содержимом. Да, игра мне показалась очень короткой. Она весьма динамична, местами захватывающая, где-то цепляло за душу, но очень МАЛО. Я смотрел на титры и задавался вопросом: «неужели всё?». Дайте мне ещё побегать, я хочу найти новые пушки, пострелять в неизвестных мутантов. Пожалуйста, разрешите мне после титров ещё пожить в той вселенной. Но не суждено. Игра неминуемо закончилась и выкинула меня в главное меню…

Что же, подведём итог. Metro: Exodus является достойным продолжением знаменитой серии, ничем не уступая своим великим предшественницам. Уже знакомые механики расширились и применились в новых местах. Новый, открытый мир, отлично влился в прежнюю вселенную, привнося свою, отдельную атмосферу во всю движуху. В общем, получилась годнота, с отдельными косяками. Я не пожалел потраченных денег и времени на это творение. Знаете, весьма приятно лицезреть на экране домики аккурат как в российской глубинке, поломанную советскую технику навроде тракторов. Но это всё лирика. Я рекомендую эту игру каждому любителю данной серии и надеюсь, что разработчики не сойдут с нового пути и выпустят следующую игру ещё больше и ещё интереснее.

Конец?
Конец?

P. S. Я ни слова не сказал о графике. Играл я на ультре, в FullHD. Красиво, конечно, но разве это главное? В последнее время выходит много красивых игр, точнее даже – все красивые. Но есть ли в них душа? Что скрывается за красивой оберткой? Как правило, довольно примитивный геймплей и пресный сюжет. Благо, что с Метро получилось не так и разработчики действительно постарались.

ВЕРДИКТ: 7/10