Бывает так, что кино не оправдывает ожиданий, но зритель все же не прекращает просмотр. Его внимание удерживают второстепенные сюжетные линии, интересные герои или классные эпизоды, которые на общем фоне сделаны достойно.
Здесь подобраны четыре фильма, в которых, на мой взгляд, вовсе не главные сюжетные линии "тащат" всю картину. Это отечественные кинокартины о Второй Мировой Войне с низкими рейтингами на Кинопоиске (то есть не очень понравились зрителям).
"Спасти Ленинград", 2019 г., КП 5,4
В основе истории лежит реальная попытка эвакуации жителей блокадного Ленинграда на барже 752. Рецензия на этот фильм - в этой статье.
Главный герой истории - курсант артиллерийского училища Костя Горелов, ждёт со своей ротой переправы на барже. Внезапно приходит приказ об отмене эвакуации роты. Бойцов решено отправить к местам ожесточенных сражений на замену погибших товарищей.
Костя конфликтует со своим старшиной Геннадием Бакиным. И моё внимание больше привлекает командир, которому приходится "воспитывать" наглого курсанта, пренебрегающего военной дисциплиной.
На построении перед отправкой на Невский пятачок, старшина Бакин оценивает самоотверженность другого бойца, потерявшего в суматохе свои портянки, и из-за этого стёршего свои ноги в кровь. Курсанту приходится бегать под пулями босиком. Бакин помогает выжить парню, а Костю, оставшегося на барже, он вспоминает недобрым словом.
Мне было бы интересно больше времени наблюдать за старшиной Бакиным, потому что образ получился цельный, понятный и достоверный.
"Рубеж", 2017 г., КП 6,2
В целом, этот фильм мне понравился, но в изменение главного героя не верится. Об этом была моя рецензия. Но всё же сценаристы хорошо поработали с источниками воспоминаний жителей блокадного Ленинграда. Например, очень эмоционально передана запоминающаяся сцена прощания Алеши Шурова с матерью.
Юноша сообщает маме, что он приписал себе один год, и отправляется на фронт прямо сейчас. Он буквально ставит маму перед фактом их внезапной разлуки, возможно навсегда. Женщина от бессильной злобы рукой впечатывает ему пощечину. И актер мастерски передает эмоции от удара по лицу: удивление, обида, осознание, а затем нежность к матери.
История Алеши Шурова заинтересовала меня сильнее, чем повествование про циничного девелопера, заброшенного в прошлое в момент сражений в районе Невского пятачка.
"Утомленные солнцем 2. Предстояние", 2010 г., КП 3,8
Второй и третий фильм трилогии "Утомленные солнцем" ругали и критики, и зрители. Для меня такая "правда" о войне тоже оказалась тяжела для восприятия, хотя я и считаю режиссера гением.
Но есть ещё сериальная версия этого кино, которая содержит тринадцать серий. Посмотрев сериал хотя бы можно понять, что хотел сказать режиссёр.
В сериале показаны яркие и сильные моменты картины, которые вырезали в прокатном двухсерийном варианте. В шестой серии сериала мне запомнился один эпизод.
Раненый немецкий солдат попадает в плен. Врачам приказано его спасти, так как он знает важную информацию. Ему требуется сложная, для тех полевых условий, операция.
И вот, в разгар хирургического вмешательства, входит командир и, под угрозой расстрела врача, приказывает прекратить спасать немца. Врач вступает в перепалку с военным, чтобы довести начатое до конца. Она решает потренировать навык этой сложной операции на этом пациенте и успешно завершает её.
Когда немец приходит в себя, он с разрезанным животом, наскоро зашитым нитками, выходит на мороз. Он твердит, что давал клятву и хочет принять смерть. Его не останавливают. Девушка-врач говорит ассистентке: "Мы дали ему всё, что могли. А он не взял. А мы взяли. И теперь мы это будем делать в любых условиях."
"Сталинград", 2013 г., КП 5,7
Этот фильм многие ругали за образ хорошего фашиста, за горячие ванны в разрушенном доме и за другие несуразицы. Но в этом кино есть достойные герои и эпизоды, и жаль, что они перемешаны со слишком вольными фантазиями авторов. Мне запомнился в фильме защитник Сталинграда Саня Никифоров.
К четырнадцати годам Саня Никифоров имел десять приводов в милицию. Но в милиции решили отдать подростка на поруки в литейный цех Тракторного завода, при котором был известный на весь Сталинград Дом Культуры. В шестнадцать лет у Сани прорезался поразительный по частоте тенор. По путевке заводского комсомола он поехал в Москву в консерваторию.
Потом Никифоров вернулся в Сталинград солистом филармонии, и сразу стал местной знаменитостью. В первый день войны он записался добровольцем на фронт. Двадцать дней он бродил в человеческом обезумевшем месиве по белорусским лесам, пока не вышел к своим. Еще двадцать дней его допрашивали в фильтрационном лагере. Эти события сделали его суровым, замкнутым и жестоким.
Всё это зрителю сухо рассказывает закадровый голос Федора Бондарчука, тогда как историю Сани Никифорова хочется узнать не в пересказе.
То, что в этих, не самых удачных фильмах присутствуют второстепенные классные герои и мощные эмоциональные моменты, говорит о том, что сценаристы много работали. Но не каждой кинокартине суждено стать классикой кино.