Найти в Дзене
iReactor. Армия

Секретные проекты СССР: боевые космолёты

Прошло уже 58 лет с того дня, когда Юрий Гагарин первым из людей совершил полё в космос. Для того чтобы это эпохальное событие стало возможным, сотни тысяч учёных, инженеров и простых рабочих сутками работали в своих НИИ и на заводах. Этот поистине титанический труд дал неимоверный толчок советской космической отрасли, что привело к появлению десятков проектов, опередивших своё время.

Советская научная космическая программа шла рука об руку с военной. В августе 1949 года СССР испытал свою первую ядерную бомбу, но ещё задолго до этого события военные начали прорабатывать способы доставки этого разрушительного оружия к цели. Самым очевидным решением были бомбардировщики, но стремительное развитие реактивных истребителей поставило крест на этом решении.

Следующий очевидный вариант – сверхзвуковые межконтинентальные ракеты, способные выходить в космическое пространство. В 1947 году Сергей Королёв начал работу над баллистической ракетой средней дальности Р-5. Параллельно он вёл работу над более совершенной, но и более сложной в производстве межконтинентальной крылатой ракетой (МКР), но вскоре все наработки по проекту были переданы в КБ Лавочкина.

В 1957 году началось производство первой в мире двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». Её радиус действия составлял 8500 километров, а скорость превышала 3 Маха. «Буря» на 20 лет опередила своё время, но стоимость каждой такой ракеты была огромной. В итоге было решено остановиться на классических баллистических ракетах семейства Р-7.

Интересно, что параллельно с КБ Лавочкина разработку своей крылатой ракеты вело КБ Мясищева. Их МКР «Буран» была ещё сложнее и дороже.

-2

Решения, применённые в «Буре» и «Буране», оказались вновь востребованы в 60-х годах, когда КБ Челомея начало работу над проектом «Спираль» - первым в истории космическим самолётом. Предполагалось, что уникальная конструкция будет состоять сразу из двух самолётов на ракетных двигателях. Первый – носитель, разработанный для атмосферных полётов. Второй – непосредственно сам космолёт, отделяющийся от носителя на большой высоте. По задумке инженеров, «Спираль» могла выполнять любые необходимые задачи – научную работу, разведку и даже бомбардировку объектов противника.

-3

В роли экспериментального космолёта выступил самолёт МиГ-105, а носителя – Ту-95КМ. Было совершено несколько пробных полётов, без выхода в космическое пространство. В 1978 году произошла авария и один из «космолётов» не смог приземлится, а ещё через несколько месяцев проект был закрыт. Испытания показали, что для реализации «Спирали» требовались колоссальные вложения.

-4

Однако СССР не спешил отказываться от создания многоразовой космической системы. Аналогом «Спирали» был ещё один проект КБ Мясищева космолёт с ядерной силовой установкой М-19. Масса такого монстра превысила бы 500 тонн, но ядерный ракетный двигатель должен был справиться с такой нагрузкой. Тем более что создание подобной установки не считалось чем-то фантастическим. По подсчётам академика Александрова, ядерную ракетную установку удалось бы создать за 10 лет.

-5

Но всё опять упиралось в финансирование. Для сравнения, проект «Буран», на котором таки остановилось советское руководство, стал одним из самых дорогих в истории страны, над которым работало более 1000 предприятий, но космолёт М-19, по предварительным оценкам, обошёлся бы в два раза дороже.