Найти тему

Демография и человеческое развитие в России: проблемы измерения

Демография и человеческое развитие в России: проблемы измерения

В статье на основе экспресс-анализа показано, что важной национальной задачей для России является с одной стороны - выработка четких понятий, связанных с качеством народонаселения, в том числе и качеством жизни населения, с другой стороны - разработка национального (российского) индекса качества жизни.

По данным Росстата в настоящее время Россия входит в десятку самых многонаселенных стран мира, ее население составляет 146,9 млн человек (9-е место в мире, 2018 г.). Однако в условиях усиливающейся международной напряженности Россия сталкивается с рядом серьезных социально-экономических вызовов, сдерживающих экономический рост и рост благосостояния народов России. Становится все более очевидной и требующей неотложного решения проблема социально-экономической уязвимости России, связанная с процессами депопуляции и снижением заселенности территории страны, особенно, в наиболее богатых ресурсами восточных регионах.

Некоторые позитивные сдвиги последних лет (данные Росстата), включая рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 (2005 г.) до 1,8 (2015-16 гг.), во многом, имеют цикличный (временный) характер, и не отменяют депопуляционных процессов, причины которых низкий уровень жизни большинства населения страны. В этой связи среди приоритетных направлений, ориентированных на реализацию национальных интересов России, важное место должны занять демографическое развитие и рост качественных характеристик населения, тесно связанные с повышением качества жизни, удовлетворением материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижением уровня социального неравенства и межрегиональной дифференциации.

При этом необходимо отметить, что отечественной демографической ситуацией и тенденциями ее развития квалифицированно занимаются лишь российские исследователи. Как показывает опыт построения прогнозов ПРООН с 1959 г. и их ежегодных ревизий, эти, не лишенные субъективизма и формализма экстраполяции, выполняемые на Западе, в том числе, ПРООН, ОЭСР, Всемирным Банком и т.п., всегда занижают (ухудшают) демографические перспективы России. В то же время, по ряду развитых стран мира прогнозы, напротив, строятся излишне оптимистично.

Так в зарубежных или в спонсируемых Западом исследованиях часто применяют метод сравнения демографического развития крайне неоднородной Евро-Азиатской России с развитыми странами Старого и Нового Света. Данный метод, с нашей точки зрения, является принципиально ошибочный. Не корректно сравнивать страну со значительными территориями сурового климата, пережившую череду глобальных катаклизмов ХХ века, тяжесть потерь второй мировой войны, с развитыми странами Европы и, тем более, с почти избежавшим войн ХХ века Новым Светом. Более того, так как западные ученые в основном не читают работ ведущих российских ученых, то и ряд их исследований по международной и межрегиональной миграции часто строится на устаревшей и ошибочной методологии.

Ведущими научными и организационными центрами по изучению проблем образа, качества жизни населения и человеческого развития являются ООН (ПРООН, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский фонд улучшения жизни, Программа ООН-Хабитат, Мировой банк, Университет Торонто, Legatum Institute, Исследовательский центр международного развития в Канаде, Международная ассоциация муниципальных образований и др.

Наиболее известен Индекс человеческого развития (ИЧР) - ПРООН (1990 г. - по н.в.); разработчики: М.Хак, А.Сен. Он строится по следующим направлениям: уровень дохода в стране или регионе (определяется через ВНД на душу населения по ППС), продолжительность жизни, доступ к знаниям (определяется на основании доли населения, охваченного образованием различных уровней). Погодовой анализ ИЧР показывает, что самый высокий уровень развития имеют страны, относящиеся к так называемой западной цивилизации (Западная Европа, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Япония и т.д.). Самый низкий уровень развития человеческого потенциала наблюдается в африканских странах, расположенных южнее Сахары. Россия - на 50-м и на 49-м месте (соответственно 2014 и 2017 гг.).

Другим измерителем качества жизни является Индекс лучшей жизни («Better Life Index»), рассчитываемый Организацией экономического сотрудничества и развития с 2011 года. Индекс рассчитывается в соответствии с 11-ю аспектами, которые ОЭСР определила как важнейшие составляющие качества жизни (благополучия): жилищные условия, доходы, работа, общество, образование, экология, гражданские права, здоровье, удовлетворенность, безопасность и баланс работа/отдых. По данному рейтингу за 2016 год Россия пятое место с конца.

Есть и другие национальные индексы качества жизни населения. Особо хотелось бы выделить Королевство Бутан. В Статье 9 Конституции страны говорится: «Государство стремится содействовать таким условиям, которые включают достижение валового национального счастья». В 1980-е годы в Бутане активно обсуждалось понятие Валового национального счастья (ВНС) (Gross National Happiness), которое призвано было обеспечить основу для принятия политических решений и оценки развития общества. Индекс ВНС включает девять основных компонент счастья: 1) психологическое благополучие; 2) здоровье; 3) образование; 4) жизнеспособность общества; 5) культурное разнообразие; 6) использование времени; 7) уровень жизни; 8) эффективное управление; 9) экологическая устойчивость. Показатели, на которых основано построение индекса (в каждом аспекте от 2 до 4), получены в результате периодических обследований.

Субъективную оценку качества жизни можно также измерить при помощи социологических опросов. Для этого используется широкий набор социологических инструментов. Наиболее весомым, интегральным показателем, характеризующим субъективную оценку качества жизни, является индивидуальное благополучие или другими словами - удовлетворенность человека своей жизнью. Например, Глобальный индекс благополучия (Gallup-Healthways Global Well-Being Index). По этому рейтингу Россия тоже не входит в лидеры.

Среди других частично объективных, частично субъективных индексов качества жизни можно выделить:

а) Всемирный индекс счастья (Happy Planet Index). Индекс разработан в 2006 году британским исследовательским центром «Фонд новой экономики» (New Economics Foundation) совместно с экологической организацией «Друзья Земли» (Friends of the Earth), гуманитарной организацией «Движение мирового развития» (World Development Movement) и группой независимых международных экспертов, использующих в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс представляет собой комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира и отдельных регионов с точки зрения их способности обеспечить своим жителям счастливую жизнь. Так по этому индексу за 2012 год Туркменистан опережает Россию.

б) Индекс процветания (Prosperity index). Начиная с 2009 г. крупнейшая независимая британская частная инвестиционная компания Legatum Group, частью которой является Legatum Institute, рассчитывает Индекс процветания для 142 (ранее 110) стран мира. Индекс процветания вычисляется на основе 89 различных показателей (как объективных, так и субъективных), отобранных на основе анализа литературы, которые представляют 8 аспектов: экономика; бизнес; управление; образование; здоровье; безопасность; личные свободы; социальный капитал. Индекс вычисляется следующим образом: все показатели стандартизуются путем вычитания из них среднего значения и деления на стандартное отклонение; с помощью регрессионных уравнений (зависимой переменной в которых выступает благосостояние (ВВП на душу населения) и благополучие (удовлетворенность жизнью) рассчитываются веса показателей; на основе полученных результатов вычисляются 8 подындексов; затем рассчитывается Индекс процветания, в котором каждый подындекс имеет равный вес. В 2015 году Россия заняла 58 место из 142.

В целом (как показывают работы отечественных и особенно зарубежных ученых) основная проблема изучения образа и качества жизни населения (страны, региона и т.д.) заключается в фактическом отсутствии комплексного, системного подхода. Зачастую изучаются отдельно образ жизни, качество жизни, уровень жизни, уклад жизни, стиль жизни: обычно исследования концентрируются на уровне и качестве жизни населения, в лучшем случае берутся один-два показателя из вышеперечисленных или их составляющих (культура, религия) и выявляются взаимосвязи с другими социально-экономическими, демографическими и другими показателями.

При этом что касается работ зарубежных ученых и международных и зарубежных организаций, то их количественные и качественные оценки (на основе индексов) зачастую слишком субъективны, методики - спорны. Особенно это касается России. Так зарубежные организации в свои индексы качества жизни любят включать такие субъективные показатели, как толерантность, свобода слова и т. п., которые для России всегда мизерны, поэтому и общий индекс как минимум средний. К тому же и сами понятия «качество жизни», «образ жизни», «человеческое развитие» нуждаются в дополнительной разработке связанной с ними системы показателей и индикаторов.

В связи с вышесказанным фундаментальной научной национальной задачей для России является с одной стороны - выработка четких понятий, связанных с качеством народонаселения, в том числе и качеством жизни населения, с другой стороны - разработка национального (российского) индекса качества жизни.

Литература

1. Кислицына О.А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. - М.: Институт экономики РАН, 2016. – 62 с.

2. Моргунов Е.В., Мамаев С.М. Качество народонаселения versus образ жизни: введение в социально-экономическую проблематику // Вызовы менеджмента. 2017. №4. С.48-56.