Продолжим наше путешествие по Москве Гиляровского. Сегодня нам предстоит долгий переезд из Лефортово в Хамовники. На метро проехать весь этот путь можно менее, чем за полчаса. Но в XIX веке о подземке москвичам даже мечтать не приходилось.
Автор вынужден потратиться на уже привычный и знакомый транспорт - извозчика. Они долго торгуются между собой и приходят к конечной цифре 12 копеек. Для лучшего понимания этой цифры уточню: 12 копеек - цена хорошей водки по тем временам.
Произведем несложные математические расчеты и выясним, что на сегодняшний день такси из Лефортово в Хамовники выйдет примерно в ту же сумму в зависимости от ряда обстоятельств.
Держим маршрут на Теплый переулок (сейчас улица Тимура Фрунзе). В конце XIX века основная его застройка была деревянная, правда и несколько каменных зданий уже было возведено на узкой улочке.
Сейчас все обстоит в точности до наоборот. На всей улице можно встретить один деревянный дом, сохраненный как память об ушедшей эпохи. Остальные же постройки выполнены из камня и бетона.
По дороге в Хамовники автор беседует с извозчиком, узнавая много нового о внутреннем укладе московской жизни. Останавливаются путники на Лубянской площади, чтобы напоить уставшую лошадь из недавно построенного здесь фонтана.
Но вода - удовольствие недешевое. Хочешь напоить лошадь - будь добр выложить копеечку за "аренду" ведра. Со своим приходить не положено.
Сейчас Лубянская площадь даже отдаленно не напоминает ту, что была на рубеже XIX - XX веков. Большинство упомянутых Гиляровским построек не сохранились до наших дней.
Однако одно здание все же уцелело, пускай и сильно изменилось. Речь идет о доме Мосолова, позже ставшего домом Страхового общества. В нем все еще можно увидеть схожие линии и архитектурные черты, навевающие дух прошлого.
Так Гиляровский описывает Лубянскую площадь, некогда бывшую одним из центров города:
Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой площади экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек.
Общее впечатление, которое сложилось у автора от нового для себя города читается в следующих строках:
Пока мой извозчик добивался ведра в очереди, я на все успел насмотреться, поражаясь суете, шуму и беспорядочности этой самой тогда проезжей площади Москвы... Кстати сказать, и самой зловонной от стоянки лошадей.
С тех пор прошло больше века, а у недавно прибывших сюда поначалу складывается точно такое же впечатление о городе. И лишь немногие из них впоследствии вливаются в такой ритм жизни и проникаются трепетной любовью к Москве.
Если ты дочитал эту статью до конца, то поставь лайк и напиши свое мнение об описанных выше местах в комментариях.
А также подписывайся на канал Тайные закоулки Москвы, чтобы не пропустить выход новых не менее интересных материалов.