Найти тему
Алгоритмы города

Мусорная реформа забуксовала?

1.01.2019 года в стране стартовала новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Она коснулась всех регионов, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых реформа вступит в силу в 2022 году. В каждом регионе специализированные организации, прошедшие конкурсный отбор, получили особый статус - "региональный оператор". Региональные операторы (и только они) обязаны заключать договоры с собственниками отходов и взимать плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. За это они обязаны отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить. Кроме того в их обязанность включено оборудование контейнерных площадок и их уборка после приема мусора.

На практике запустить такой масштабный механизм оказалось для государства крайне непростой задачей. Региональные операторы в большинстве столкнулись с первой крупной проблемой - отсутствием актуальной базы собственников отходов. Причем, если в многоквартирном доме при наличии управляющей организации, согласно действующему законодательству, договор заключается с ней, то в частных домовладениях и многочисленных нежилых помещениях ответственное лицо найти очень трудно, а порой невозможно. Из многочисленных жалоб становится ясно - региональные операторы действуют вслепую, выставляют "пробные" квитанции, указывая давно умерших хозяев, завышенное количество зарегистрированных граждан и т.п.

-2

При таком подходе, нагрузка ложится не только на граждан, которые вынуждены обращаться с заявлением о корректировке региональному оператору, но и на клиентский и юридический отделы самих компаний. Справится с потоком граждан, получивших завышенные начисления за обращение с ТКО становится все труднее. Это не считая тех, кто в принципе не понимает суть реформы и обращается региональному оператору за разъяснениями.

Между тем, проблема начислений региональных операторов неразрывно связана с провальным внедрением другого масштабного проекта - ГИС ЖКХ. Этот проект уже не первый год пытаются включить в правовое поле жилищно-коммунального хозяйства РФ, но и до настоящего момента сервисы полноценно не функционируют.

Основной задачей информационной системы было повышение прозрачности финансовых потоков в ЖКХ. Отсутствие актуальной базы плательщиков на примере региональных операторов свидетельствует о том, что до "прозрачности" в этой сфере очень далеко.

При этом, если управляющие и ресурсоснабжающие организации хоть вынужденно, под угрозой штрафов, но пользуются системой, то главные поставщики информации по потребителям жилищно-коммунальных услуг её полностью игнорируют.

Для расчёта платы за обращение с ТКО региональному оператору требуется воспользоваться двумя источниками информации - Единым государственным реестром недвижимости, находящимся в ведомстве Росреестра и базами регистрационного учёта, которыми располагают отделы по вопросам миграции. ГИС ЖКХ благодаря своей универсальности могла бы совместить и систематизировать имеющиеся в этих базах данные о собственниках отходов. Но пока указанные ведомства не спешат размещать свою информацию, а значит каждый регоператор будет решать задачу недостатка информации и ее недостоверности по своему, в том числе за счёт "опытов над населением".

-3