"Не важно то, что вас нечаянно задели,
Не важно то, что вы совсем не из задир,
А важно то, что в мире есть еще дуэли,
На коих держится непрочный этот мир..."
"Песенка о дуэлях", стихи Леонида Филатова
Сегодня каждый волен высказываться на любую тему, а то и запросто оскорбить человека. А во времена А.С. Пушкина к вам бы незамедлительно пожаловали секунданты. И попробуйте не ответить на вызов...
Дуэли в России дого не приживались, как и все заграничное. По русскому обычаю, могли выяснить отношения "на кулачках", выпить и разойтись по-хорошему. До смертоубийства по кодексам чести, дело никак не доходило. Дрались на дуэлях на Руси сначала только иностранцы, состоявшие на русской службе. И лишь к XIX столетию дуэли стали неотъемлемой частью дворянской жизни. Хотя по сию пору своего кодекса не имели. И потому все решали секунданты: коим оружием предстояло драться, как и когда, все обговаривалось заранее, иногда опирались на кодексы иностранные.
Лишь к 1894 году император Александр III фактически прописал все возможные способы решения конфликтов в дуэльном кодексе под названием «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде». Офицеры дрались чаще, но дуэлировали не только военные. Например, во времена А.С.Пушкина на дуэль могли вызвать на балу, в театре и в любом публичном месте. Сам поэт неоднократно становился зачинщиком дуэли и требовал обидчика к барьеру. Он вызывал противников аж 26 раз и 7 раз сам был вызван.
Дуэли на пистолетах к началу XIX переживали настоящую лихорадку. С появлением качественных пистолетов о холодном оружии подзабыли. До этого дворяне с удовольствием кромсали друг друга саблями, шпагами и кинжалами. Поединки с применением холодного оружия в XVI-XVII веках зачастую просто превращались в убийства.
Повод для поединка
До XIX века на дуэлях дрались только дворяне, чтобы защитить попранную свою честь и потребовать от обидчика удовлетворения. Задетую честь, а значит и достоинство, в дворянском обществе принято было восстанавливать с помощью оружия, иначе в обществе вас могли счесть трусом. Впрочем, поводом для дуэли часто становился всякий вздор. «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», — вывел герой повести Александра Бестужева-Марлинского «Испытание» (1830 год). Вызов мог последовать совершенно неожиданно за пересказанную в салоне сплетню, неуместную в театре остроту, неприличный на улице жест. Вспыхивали ссоры и из за женщин, сатисфакции могли потребовать за оскорбление жены, невесты, или даже актрисы.
Однажды курьезный случай случился с Пушкиным: зимой 1822 года на балу Пушкин заказал мазурку. Оркестр резко прервал кадриль, заказанную в честь подполковника Сергея Старова его подчиненными. Старов обиделся, и счел это оскорблением не столько для себя лично, сколько для всего полка. Незамедлительно последовал вызов. Пушкин и Старов стрелялись на пистолетах с 20 шагов. К счастью, промахнулись оба.
Поводом для смертельной дуэли между Пушкиным и Дантесом тоже стала женщина — жена Пушкина Наталья Николаевна. Надо сказать, что Пушкин при таком количестве проведенных им дуэлей, никого не убил...
В цикле "Из истории русского дворянства" читайте также:
Игра в карты (часть 1) Игра в карты. Окончание
Охота (часть 1) Охота. Окончание
Продолжение следует...
Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые. Не забывайте также оставлять комментарии!