Подбирая название для этого рассказа, я никак не мог отойти от одноименного названия художественно-публицистического фильма Западносибирской киностудии о нашем Специальном конструкторско-технологическом бюро «СОПКТБ», при Сибирском отделении Академии сельскохозяйственных наук и о директоре «КБ» которое он создал…
История началась с того, что после демобилизации из рядов Советской Армии, я однажды встретил своего бывшего сослуживца и коллегу по предыдущей своей работе. Он и предложил мне начать свою гражданскую жизнь, так сказать с «чистого листа», то есть устроиться на работу в только что вновь созданном «КБ», в котором и он сейчас работает. Следуя его совету, я так и сделал и оформился инженером-конструктором в это «КБ»…
Но у меня рассказ в основном не об этом, а о важных разработках и научных достижениях коллектива «СОПКТБ» под руководством нашего «неординарного» директора. Его неординарность состояла в том, что он обладал огромным талантом заглянуть в будущее инженерии и способностью оптимально направить все силы коллектива «КБ», вопреки неверию и, казалось бы, абсурдности достижения конечных результатов. К этой способности можно было приплюсовать и еще одно его качество, я бы сказал несколько «авантюрного» характера, эта способность привлекать денежные ресурсы для научных исследований и разработок сельскохозяйственного назначения из оборонной сферы. Не секрет, что государством на науку в сельском хозяйстве, зачастую направлялись ограниченные денежные средства. Поэтому наше «КБ» старалось вести научные изыскания и разработки совместно с оборонными предприятиями и «НИИ»…
А теперь, подробнее о самых важных этих совместных разработках и научных исследованиях в различных направлениях развития народного хозяйства…
Все началось с небольших опытно-конструкторских работ нашего «КБ» с Волжским автозаводом, где мы разработали для завода «Программатор» для обкатки автомобилей на обкаточном стенде. Затем, эта работа переросла в другую более обширную работу, связанную с разработкой механического робота, который мог бы заменить водителя-испытателя непосредственно при осуществлении процесса обкатки автомобиля на разных его режимах. Весь этот процесс программировался и закладывался непосредственно в «ЭВМ»…
Из серии этих разработок для АвтоВАЗа важными были разработка и изготовление опытного образца «Мотор-тестера», который позволял методам неразрушающего контроля диагностировать двигатель внутреннего сгорания «ДВС» автомобиля, вплоть до механического износа сопрягаемых деталей…
Впоследствии спектр совместных разработок был расширен с предприятиями, работающими в сфере научных разработок «ВМФ», в частности диагностики дизельных двигателей, которые эксплуатируются на судах и подводных лодках, а также в сельском хозяйстве на тракторах и комбайнах…
Очень интересной и положительной в результатах была совместная работа нашего «КБ» с Научно-производственным объединением «Молния» по разработке технологического комплекса диагностики раннего периода возможности разрушения крыла летательного аппарата многоразового использования «Буран». Эта диагностика основана на результатах исследований методом акустической эмиссии, который был разработан инженерами и ученными «СОПКТБ». Все эти методы, разработки и научные достижения «КБ» были защищены патентами и авторскими свидетельствами на изобретения…
В состав «СОПКТБ» входили отделы разработок по всем направлениям сельскохозяйственных технологий, в том числе: механизации и автоматизации сельхозмашин, растениеводства, животноводства, химизации, биотехнологии и других аспектов сельскохозяйственной науки и производства…
В «КБ» также был отдел, который занимался разработкой целого комплекса аппаратов диспетчерской связи, начиная от целых стационарных пультов и мнемосхем и заканчивая переносными радиостанциями…
Это были совместные разработки «КБ» с оборонными предприятиями, работающими на пограничников. Так же, наше предприятие разработало и внедрило в производство целый ряд технологических приборов по автоматизации и контролю сельскохозяйственных процессов посадки, обработки и уборки сельхозпродукции…
Опытные образцы наших разработок неоднократно выставлялись на различных технических выставках, в том числе и на ВДНХ и были удостоены дипломами за достижения в народном хозяйстве…
Весь этот накопленный опыт исследований и разработок нашего «КБ» затем был объединен в одну общую научную программу под названием: «Новые сельскохозяйственные технологии». В данном случае сельхозпредприятие нами было рассмотрено как «завод» с конечной продукцией на выходе после замкнутого цикла всех технологических операций сельхозпроизводства. При этом, очень важной составляющей при реализации данных технологий, является применение нетрадиционного транспортного средства, особенно в условиях Западной Сибири…
В результате поисков и исследований, таковым явилось судно на воздушной подушке, которое с некоторыми доработками под сельскохозяйственные технологии, было успешно нами испытано на опытном образце судна на воздушной подушке «Беркут» производства НПО «Молния»…
Все это и многое другое, что было разработано и исследовано нашим «КБ», под руководством нашего «неординарного» директора, дало нам, конструкторам и ученным, возможность прожить вместе с ним творческую, интересную и незабываемую жизнь…
Константин Русинов