Найти тему

5 шагов на пути к успеху

Каждый человек мечтает стать успешным в своей области. Некоторые считают, что добиться высоких результатов можно только обладая врожденным талантом, однако это не так. Успешных людей отличает то, КАК они тренируются и упражняются. Об этом – читайте далее!

Чем осознанная практика отличается от обычной

1. Она нацелена на улучшение качества работы

Кажется, что любая практика нацелена на достижение более высокого уровня, однако это не так. Например, вы стоите на поле для гольфа и раз за разом повторяете одно и то же движение. Иногда мяч попадает в лунку, иногда нет. Потренировавшись таким образом полтора часа, вы с чувством выполненного долга уходите домой.

Стала ли ваша игра лучше? Поскольку рядом не было тренера, некому было оценить вашу позу, траекторию и силу удара. И если что-то было неидеально, а оно так скорее всего и было, вы повторяли и закрепляли свои же ошибки.

Мы редко можем оценить себя со стороны, так, как это делает опытный преподаватель. Это относится и к новичкам, и к профессионалам. Для новичков хороший преподаватель сможет составить эффективную программу обучения, которая позволит не распыляться на изучение сотни вещей и приобрести базовые навыки как можно быстрее.

2. Необходимо повторять действия по много раз в разных вариантах

Обычная практика предполагает просто повторять одно действие много раз: играть одни и те же пьесы, отрабатывать те же броски.

Осознанная практика предполагает определение моментов, которые нужно улучшить, а потом их интенсивную отработку. Так мы не застреваем на одном месте, упражняясь в простых вещах, а постоянно расширяем диапазон возможностей.

Например, австралийская оперная певица Джоан Сазерленд упражнялась в исполнении трели – не только основной, но и многих ее вариантов: тоновой, барочной, полутоновой.

3. По окончании работы необходимо получить обратную связь

Это не нуждается в пояснении. Если нам неизвестен результат, мы не можем оценить прогресс и что-то изменить.

Во многих областях можно получать обратную связь самостоятельно. Например, будущие шахматисты изучают комбинации успешных игроков.

Когда оценка требует истолкования, возникают сложности. Вы исполнили музыкальное произведение – как оценить качество исполнения? Можно записать на видео, но будет ли ваше мнение достаточно объективным?
Вы прошли собеседование, по вашей оценке успешно, но кто может знать наверняка? В таких ситуациях нужен опытный взгляд со стороны.

4. Предполагает умственные усилия

Сосредоточенность – одно из главных условий осознанной практики. Одно дело играть на пианино автоматически, другое – быть полностью погруженным в процесс.

По наблюдениям, человек пребывать в сосредоточенном состоянии не более четырех – пяти часов в день.

5. Это не развлекательная программа

«Делай все в свое удовольствие» здесь не работает. Нам нравится делать то, в чем мы хороши. Осознанная практика требует постоянного поиска своих недостатков и работы над ними, а это долгий, трудоемкий и часто скучный процесс.

Если все так сложно, может, шкурка выделки не стоит? Что получают люди, практикующиеся осознанно в обмен на свои усилия? Ответ – ниже.

Чем отличаются те, кто практикуется осознанно, от остальных людей

1. Они замечают незаметные для других детали и делают выводы

Игроки на рынке замечают малейшие изменения в тенденциях, делают выводы и разрабатывают новые модели поведения. Так когда-то Сэм Уолтон из компании Walmart понял, что продавцы общаются с клиентами так, как менеджеры общаются с продавцами. Он понял, что удовлетворенность сотрудников – ключевой фактор на пути к удовлетворенности клиентов.

Умение видеть маленькие значительные детали приходит с опытом, осознанной практикой и анализом.

2. Они знают, что их ждет впереди

Они заглядывают в будущее, разрабатывают стратегии на несколько лет. Основываясь на прошлом опыте, они предвидят возможные варианты развития событий. Это дает им возможность оперативно реагировать на сами изменения, быть на шаг впереди своих конкурентов и коллег.

3. Получая мало информации, они знают много

Успешные люди принимают решения в условиях нехватки информации. Они умеют проникать в суть вещей, отделять зерна от плевел. Этот навык тоже приобретается через усердную практику.

4. Они улавливают тонкие различия

Музыкант с хорошим слухом отличает оттенки музыкальных тонов, дизайнер – несколько оттенков черного, хороший руководитель – заинтересованного сотрудника от того, кто просто выполняет обязанности,

5. Они постоянно учатся

Сейчас популярно мнение, что умение искать информацию – ключевой навык, а знания – дело второстепенное. Однако накапливая знания в своей предметной области, мы можем более точно оценить и интерпретировать найденную информацию, скомбинировать свои знания и прийти к неожиданным решениям.

6. Они запоминают больше и легче

Дело не в том, что у профессионалов память лучше от рождения. Просто они запоминают по-другому – они увеличивают «ячейку запоминания». Они запоминают не «буквы», а «слова». Так, например, шахматисты запоминают не расположение каждой отдельной фигуры на доске, а их комбинации.

Интересный факт: исследования показали, что когда фигуры на шахматной доске расставлены наобум, не составляя комбинации, способности шахматистов к запоминанию ненамного превосходят способности обычных людей.

Точно также музыканты отличают музыкальные тона, но не лучше других людей отличают интонации речи.

Можно натренироваться запоминать длинные последовательности цифр, объединяя их по значимым признакам, но это не улучшит навык запоминания отдельных букв.

Все перечисленные навыки не врожденные, их можно в себе развить

-2

Закончим обсуждение осознанной практики ярким ее примером: как Бенджамин Франклин совершенствовался в написании эссе.

В подростковом возрасте его отец нашел переписку Бенджамина с Джоном Коллинзом, где друзья вели спор. Отец отметил, что в части орфографии и пунктуации сын лидирует, однако проигрывает в «изяществе выражений, в методе и проницательности».

Бенджамин начал работу над ошибками. Сначала он нашел образец – английскую газету Spectator.

Начал он с того, что читал статью, письменно кратко пересказывая содержание каждой фразы. Спустя пару дней, когда содержание статьи подзабывалось, он доставал свои записи и писал полную статью своими словами. После сверял с оригиналом и исправлял ошибки.

В процессе работы Бенджамин понял, что ему не хватает словарного запаса. Он нашел сферу, в которой необходим широкий словарный запас – стихосложение. Бенджамин стал перекладывать статьи из Spectator в стихи. Когда содержание статьи забывалось, он возвращался к стихотворному эссе и писал по нему обычную статью, сравнивая результат с оригиналом.

Другим компонентом, над которым работал Франклин была структура эссе. Для этого он придумал новую практику: излагал кратко содержание статьи, для каждой фразы выделяя отдельный лист, перемешивал листы, несколько недель спустя старался сложить листы в правильном порядке и писал по ним статью, сравнивая с оригиналом.

Что важно в этой истории? Бенджамин Франклин смог сам выстроить эффективную систему обучения. Он не просто сидел и писал эссе за эссе. Он вновь и вновь искал и отрабатывал навыки, требующие улучшения. Он не сдавался и не отступал от своего метода. И его метод и настойчивость оправдали себя.

-------
Придерживаться принципов осознанной практики нелегко.
Узнайте о
3 вопросах, которые помогут не сдаться на пути к успеху.

Подписывайтесь на канал и читайте больше интересных статей!