..."Эх гуляй народ, веселись народ - пришла широкая МАСЛЕНИЦА". (Масленичная неделя). Сыропустную неделю, которая завершается Прощёным воскресеньем, в народе ещё называют - Масленичной неделей – связано с древним языческим обычаем справлять в этот период весёлый праздник проводов зимы. Поэтому народный обычай отмечать Масленицу, берет начало в языческой праславянской культуре, в последствии и христианской культуре.
Для славянского периода характерны многочисленные празднества, в частности карнавального типа - Карнавал, Кострома, Ярило и Масленица. Для славянского периода существовали многочисленные праздники связанные с определёнными сезонами и поминанием усопших предков, родных.
(Автор даёт краткое описание - что, такое Карнавал, Кострома, Ярило)...
"Карнавал"
В мифологии народов Европы антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы, проходившего накануне великого поста ( за сорок дней до христианской пасхи). Название "Карнавал", видимо, происходит от культовой повозки - корабля на колёсах. Корень - car- в слове Карнавал, отожествлялся с названием мяса, плоти. В соответствии с характером праздника рубежа зимы и весны, обилия пищи и поста, веселья и сурового религиозного покаяния амбивалентным был и образ Карнавала. С одной стороны образ воплощал изобилие, обжорство и плодородие, с другой - старость, старый год, зиму. Карнавал чествовали как короля. Во время праздника избирался король шутов (Бобовый король), а в последний день, проводили обряд, низвержения короля с последующими импровизированными похоронами. Так завершался праздник.
Император России, Петр Великий, любил устраивать - Карнавалы и Маскарады, для своих придворных.
Заставлял одевать причудливые маски (например - маску козла), рядиться в тулупы - вывернутые на изнанку и т.д.
"Кострома"
В восточнославянской мифологии воплощение весны и плодородия. Кострома - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы - её воплощает соломенное чучело в образе женщины или мужчины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом.
А в некоторых сёлах, совершают белорусский обряд (обрядовая игра) "Похороны Деда"; т.е -" образ зимы". Для совершения обряда в одном из сельских домов устанавливается гроб с соломенным чучелом деда, которое обладает фаллосом. Замужние женщины оплакивают чучело, как живого человека. После этого гроб с «дедом» выносят на кладбище, где закапывают его в снегу, соломе, или поджигают. Обряд внесён в список элементов нематериального историко-культурного наследия Белоруссии.
"Ярило"
В славянской мифологии божество весеннего плодородия. Имя Ярило, как и другие слова с корнем - яр" - связано с весенним плодородием - яровой хлеб, ярица - ячмень, овёс; животными - бычок- яровик, ярочка ( молодая овечка) и т.д., а также "ярый" -сердитый, огненный. Образ Ярило, воплощенный в традициях восточных славян - молодой юноша, верхом на коне; в белорусской традиции Ярило представлен - девушкой, одетой в белое, с венком на голове, верхом на белом коне.
"Масленица" - Масленичная неделя
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гуляния, блины и лепёшки. Б.Кустодиев. "Масленица"
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название.
Понедельник — встреча.
Начало Узкой Масленицы. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Вторник — заигрыши.
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. (От автора: моя свадьба, как раз была на Красную горку).
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!
Среда — лакома
Другое название: Лакомка. Скоромная середа.В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.
Четверг — разгул.
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.
Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни.
Пятница — тёщины вечёрки.
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота — золовкины посиделки.
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки.
Воскресенье — проводы
Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресение и т.д.
Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.
Поговорки:
· Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
· Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица.
· Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.
· Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Дорогие читатели подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, делитесь своими мнениями. Каждый комментарий для меня важен. Хочу знать ваше мнение о канале.С уважением, Ирина.
Статья написана И.М. Осиповой (педагог по предмету "Православной и Мировой Художественной Культурой" и "Изобразительному искусству").