В наше время профессия плакальщика скорее экзотика, чем обыденность. Но было время, когда к услугам наемных плакальщиков прибегали постоянно. И не важно свадьба это или похороны. Но, конечно, больше звали плакальщиков на похороны, потому что войны в древности были практически не прерывные и повсеместные.
Чтобы проводить покойника в последний путь существовали ритуалы. Покойников сжигали, хоронили в земле, мумифицировали, хоронили в склепах, в курганах, скалах. Процессу захоронения всегда сопутствовала церемония прощания с покойным.Вот тут то и приходила очередь наемных плакальщиков.Чем больше заслуг у покойного, тем громче были рыдания. Так же по количеству плакальщиков судили о знатности усопшего. Если на похороны к гончару приглашали двух плакальщиков, то для знатного гражданина приглашали не менее десятка плакальщиков, причем самых голосистых и артистичных. Кстати, родственники умершего должны были тоже плакать как следует. Не дай бог заподозрят к равнодушии к покойному. А наемные плакальщики с опытом хорошо настраивали людей на нужный лад.
Откуда же пошла такая традиция в древних странах? Считается, что ритуальный плач берет свое начало в Китае и на Ближнем Востоке. Но уже в Древней Греции есть упоминания о наемных плакальщицах и флейтистах, сопровождавших умершего к месту кремации. В Древнем Риме по пышности похоронной процессии судили о знатности и богатстве, в это время плакальщицы старались изо всех сил: рвали на себе волосы, царапали лицо, громко причитали, раздирали свои одежды.
В Талмуде есть упоминания о причитающих женщинах, да и Коран не запрещал оплакивания, хотя делать громко это нельзя было, как и рвать на себе одежду и превозносить умершего за то, чего он не совершал.
Порой, в роли плакальщиков выступали и мужчины. Но все же большинство плакальщиков были женщины, их плач считался более благозвучным, а выражение эмоция мужчиной считалось в то время чем-то непристойным.
В Древнем Египте на похоронной церемонии присутствовали две женщины - жрицы, которые изображали богинь Исиду и Нефтиду, оплакивавших своего мужа и брата Осириса. У славян тоже были две богини - плакальщицы: сестры Карна (Кручина) и Желя. Они считались проводницами душ усопших из яви в навь и оплакивали всех почивших, в том числе сирот, воинов, которые пали вдали от родины. Упоминаются эти богини в “Слове о полку Игореве”.
На Руси плакальщиц называли вопленицами. Правда православие не очень одобряло профессиональных стенаний, но и не запрещало. К тому же вопленицы на Руси пользовались большой популярностью. Профессиональные плакальщицы приглашались не только на похороны, но и на ежегодные поминки, проводы на службу и на свадебных церемониях, оплакивая прощание невесты с отчим домом.
Искусству плача обучались с детства, особенно ценилась не только способность рыдать часами, но и умение складывать причеты для конкретно каждого случая. “Раскосмаченные” исчезли из жизни России сразу после революции. Сегодня их можно увидеть только на полотнах художников или в рамках исторических реконструкций.
Однако в некоторых странах профессия плакальщицы существует и в наше время. В Бразилии пользуется популярностью потомственная плакальщица Ита Роша. В Испании на Семана Санта встречаются женские хоры, которые исполняют песни - оплакивания. В Китае это костюмированные актрисы. Есть даже плакальщицы - волонтеры “Арлингтонские леди”. Каждая из этих волонтерок ежемесячно бесплатно посвящает один день участию в военных похоронах. Цель этих бесплатных плакальщиц - оказать последние военные почести погибшим военнослужащим, в особенности тем, о которых плакать некому.
*Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога .