Найти тему

Общее отделение

Я пошел в баню, поскольку был грязен. Грязь отличается от меня тем, что непосредственно мной она, грязь, не является. Значит, ее можно отмыть. Кстати! Никто точно не знает, где и когда зародилась банная традиция. Ясно одно – баня является неким символом развития человеческой цивилизации. Когда-то очень-очень давно человек изобрел способ совершать омовение с помощью горячей воды и пара. Еще древние люди заметили, что баня обладает явными оздоровительными возможностями. Про бани упоминают Аюрведа, Геродот, письменные источники Древней Греции и выводы археологов, откопавших реликвии ацтеков. Короче, все очень серьезно!

По пути на второй этаж, где размещается «святое святых» любой бани, я прочитал табличку: «ОБЩЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ». В этой бане я не новичок. Но вот почему-то никогда не обращал внимания на глубокое значение этой надпись. Интересно получается. Как так? Странно. «Общее», это нечто объединяющее. А «отделение» - это как? Как «общее» может отделиться от самого себя?! Тупиковый парадокс, типично банный. Если заглянуть в словарь Ожегова, то: «общий» - это «целый, весь». А «отделение» или «отделить» - это значит «разъединить, отнять часть от целого». Ну, когда грязь от тела, это понятно. Но ведь сам я и эта грязь, которая на мне не являемся частью единого целого. Или не так?

С утра в пятницу народу не так уж много. Я специально выбираю такое время, чтоб без толчеи. И в парилке пар посуше. Вот оно - лоно матушки-баньки! Говорят, если упадет девять капель с носа – то можно выходить из парилки. Приземляясь на скамейку, я обнаружил, что у меня объявился сосед. Такой вот пенс, похожий на всех остальных, кто может позволить себе баньку утром в рабочий день. Мне всегда было как-то стыдно разглядывать прочих мужиков. Но этот! Грузный, широкоплечий, он резко содрал с себя футболку, обнажив архивные записи, именуемые на «зоне» партаком. Во всю спину какие-то церковные купола. А посередине – арестант, рвущий решетку голыми руками. На левой голени череп. А на правой ноге - роза. Синеву татуировок даже банный пар не изменит. И чем они там, на зоне, накалывают? Фломастерными чернилами, что ли?

Ну вот, засмотрелся. Пора в парилку! Но сначала – пару глотков пивка. Для стимуляции потовыделения. Холодненького, крепенького. Оно так лучше получается, когда с пивом.

- Не советую, парень! – я поймал осуждающий взгляд татуированного верзилы.

- Это почему? Извините…

- Вредно для здоровья. В парилку собрался? Вот потом, после баньки – самое то! А что ты так уставился-то? Да, сидел я. А по какому поводу – тебе лучше не знать.

- Я не уставился. Вовсе…

- Да хорош гнать-то! Я спиной взгляд чувствую. Давно в эту баню гоняешь?

- Ну, бывает…

- И что ты чувствуешь потом?

- Так… Легкость в теле. Очищение.

- Очищение, говоришь?

- Так вся грязь уходит!

- А какая в тебе грязь?

- Скапливается…

- Понятно. Пошли в парилку. Тебя как звать-величать?

- Александр. Саня… Можно так.

- А меня Иван. Пошли?

В парилке почти никого. Присев на скамеечку, Иван продолжил:

- Так что ты отмываешь-то?

- Так, грязь банальную.

- Умно выражаешься. Что, интеллигент?

- А интеллигент, это кто? В ваших эээ… понятиях.

- Не обижайся. Я просто спросил.

- Ну, после армии в университет поступил. Окончил. Дневное отделение, филфак.

- Дневное – что?

- Отделение… Дневное отделение! Ну, не заочное…

- Отделение от чего? От дня?

- Странно…

- Что это – странно?

- Да вот табличку перед входом прочитал: «Общее отделение». Но как «общее» может «отделиться»? От чего отделяться, если речь идет об общем?

- Очень даже просто. Идешь и паришься-моешься со всеми. Не сам по себе.

- Ну, а от чего кто отделяется-то?

- Отделяются все, то есть всё общество. От грязи. Все вместе. Чистилище, то есть, получается. У Бога нет VIP-саун. Все одинаковы перед Господом. Что Папа римский, что бомж подзаборный. Голые все! А у тебя, Сашка, есть такое, что в бане не отмывается?

- Это о душе? Наличие души наукой не доказано!

- А грязь в себе чувствуешь? После бани даже. Только не ври. Не люблю!

- Ну, есть артефакты…

- Я тебя не спрашиваю, что ты там такого натворил, от чего выпиваешь.

- Я не ...!

- Ну-ну… Ты, Сань, на рожу свою смотрел? Есть признаки, очень даже характерные признаки.

- И что прикопался-то? Иван!

- Ты решил, что пора избавляться от навязчивого собеседника, не так ли? А если я предложу тебе полное очищение. Включая душу, чтобы там твои ученые ни болтали.

- Пора уж из парилки валить… Пот глаза ест!

- Так ты хочешь отмыться? Один раз предлагаю!

- Отмыться душой?!

- Да.

- И что надо делать?

- Посчитай до семидесяти семи. Медленно. Я знаю, что ты, Санек, перегрелся. Значит, самое то. Когда чувствуешь, что конец тебе от жара, посчитай до семидесяти семи. Увидишь дверь в третье отделение бани.

- Двадцать два, двадцать три. Какая дверь?!

- В третье отделение. Есть «мужское» и «женское». А есть третье отделение. Общее…

- Тридцать шесть, тридцать семь. Сейчас сдохну…

- Нет, не помрешь. Смотри на стенку напротив. Видишь, уже проявляется!

- Да. Сорок девять, сорок десять…

- Пятьдесят, дурында! А ты знаешь, что по свидетельству археологов, баню первыми возвели в культ древние египтяне. Общественные бани поначалу представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась. Со временем египетские бани получили оригинальное устройство, которое позже использовали римляне, а впоследствии переняли и усовершенствовали византийцы.

- Шестьдесят три… Я вижу двери!

- Ну еще важно знать, что «Сооружение бань – обязанность государства!». Это высказывание известного философа Платона как нельзя лучше характеризует отношение древнегреческого общества к банным процедурам. Древнегреческая баня, или лаконикум, представляла собой выложенное из тесаных камней помещение круглой формы. Такая форма, по мнению греков, способствовала равномерному распределению жара.

- Жар… Шестьдесят восемь… Шестьдесят семь… Пошли, Иван! Вот они, двери!

- Не откроются двери, пока не досчитаешь до семидесяти семи. А ломанешься – лоб расшибешь.

- Шестьдесят девять…

- Так… На чем я остановился? Ага! В то время как в Европе правила бал Римская империя, по всей центральной Америке распространила свое влияние цивилизация майя. При раскопках столицы ацтекского государства были обнаружены банные комплексы с печами, способными держать температуру – ни много, ни мало – до 3 тысяч градусов! Древние инки сооружали куполообразные паровые бани из глины и вулканического стекла, которые прекрасно держали жар.

- Жар…

- А вот индейские кочевые племена устраивали баню с помощью шалаша. Парильни были достаточно велики, чтобы вместить большое количество людей. Обогревалось помещение с помощью костра, разведенного прямо посередине, причем огонь горел в течение всей банной процедуры. Индейцы сидели вокруг, разговаривали и потели. Когда едкий дым становился невыносим, они ложились на пол и, обвязав рот и нос пучками травы, глубоко дышали, как советовал Дон Хуан Кастанеде. Или Раманачарака. Не помню точно.

- Семьдесят четыре…

- Баня на ацтекском наречии называется темескаль…

- Семьдесят шесть… семь… десят… се…

- Вставай, парень, пора!

Двери послушно отворились. Не было пола и потолка. Только пар. Играемый воздушными потоками легкий банный пар. Позади остались чьи-то крики, там, из покинутой парилки. Может, это обманутая душой грязь? Наверное, показалось… А тут… Странно! Но через некоторое время стало ясно, что вокруг не просто банный пар. Да это же облака! Вскоре там, далеко внизу, проступили уходящие в горизонт зеленые холмы. Кажется, это тот самый забытый сон из детства.

«Ну, что?! Как банька? Как тебе настоящее ОБЩЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ?» - смеялся далекий, но знакомый голос.