Найти в Дзене

Черт возьми,… они пустили трамвай!

К началу войны ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. В 1940 году трамваи перевезли 1 миллиард 200 миллионов пассажиров! Все ездили на трамваях! По 43 коротким и длинным маршрутам. Около 800 поездов, состояли, как правило, из двух вагонов. Общая протяженность рельсового пути превышала 700 километров, а соединял этот путь все районы города и некоторые пригороды. До сентября 1941 года движение трамваев в городе было достаточно стабильным. Трамваями производилась и эвакуация в начале войны. Для трамваев № 28 и 29, чьи маршруты до войны вели в Стрельну, теперь конечной остановкой стал фронт. На трамваях эвакуировали раненых в госпитали. В блокадном городе не хватало бензина – встали автобусы, на улицах было мало машин. А трамваи безропотно скользили по своим рельсам. Только остановки все чаще переносили с пристрелянных фашистами мест. Для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). На линии старались выпускать поезда из одиночных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

На улице Ленинграда после налёта фашистской авиации. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Борис Кудояров
На улице Ленинграда после налёта фашистской авиации. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Борис Кудояров

На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железной дороги, с последующей перегрузкой культурных ценностей в эшелоны. Грузовые трамваи, которых всегда было много в Ленинграде, доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.

Яркие события и памятные даты 15 апреля на «Завалинке»

8 декабря 1941 года дежурный инженер энергослужбы трамвайного управления записал в журнале, что прекращена подача электроэнергии. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии, вышедшие в этот день, 52 трамвайных поезда встретили на линии, посреди улиц. Там и остались до весны 1942 года. Обессиленные голодающие ленинградцы вынуждены были пешком преодолевать многие километры – до работы, до места, где отоваривались хлебные карточки…

Блокадный трамвай
Блокадный трамвай

Одной из главных задач города стало восстановление трамвайного движения. К весне 1942 года восстановили 150 километров контактной сети города. 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи. С их помощью город справился с очисткой улиц и дворов. На открытые платформы грузили мусор, грязный лед и снег. К середине апреля с улиц было вывезено миллион тонн нечистот. Эпидемия, угрожавшая с наступлением тепла, Ленинграду теперь была не страшна. А 15 апреля 1942 года в городе возобновилось движение пассажирских трамваев. Выехали на рейс торжественно, с красными флажками над кабиной 116 поездов, 316 вагонов. Вагоны пошли по пяти маршрутам: № 3, 7, 9, 10, 12. Все они пересекались в центре и были выстроены так, чтобы ленинградцы максимум с одной пересадкой могли попасть в любую часть города. Интересный факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.

Ленинградский трамвай
Ленинградский трамвай

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Сохранились воспоминания блокадника: «Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай! Город ожил! Ученые подсчитали: трамвай сохранял каждому голодающему ленинградцу четыреста калорий в день. Трамвай был важен, как хлеб.

Ленинградский трамвай
Ленинградский трамвай

К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам – осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен «кабель жизни», соединяющий Ленинград с Волховской ГЭС и в город стало поступать больше электроэнергии.

В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени.

И в заключение еще один факт – к концу 1980-х годов трамвайная сеть города Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал «История, которую мы забываем». Спасибо!