Найти в Дзене
Ювелирные истории

Бриллиантовые подвески Анны Австрийской: Реальность или вымысел Дюма?

«Д`Артаньян и три мушкетера» - одна из моих любимых музыкальных комедий. Наполненный приключениями, романтическими сценами и песнями героев, фильм плаща и шпаги - вне времени и эпохи. Любовь зрителей к киношедевру, снятому по известному роману Александра Дюма-старшего, обрела продолжение в трех последующих отечественных картинах, снятых с 1992-го по 2008-й год.

Наверняка, вы не раз искренне сопереживали отважным похождениям главных героев? Одна только интрига с бриллиантовыми подвесками королевы Анны Австрийской чего стоит! По сюжету, супруга французского властителя Людовика Тринадцатого отдает драгоценность в дар своему тайному возлюбленному герцогу Бекингему. Из-за интриг кардинала Ришелье две подвески исчезают, что может скомпроментировать королеву. Ведь по просьбе мужа она должна надеть украшение, посетив Марлезонский балет. Конечно же, бесстрашный гасконец прекрасно справился с возложенной на него миссией - вернуть в срок алмазные драгоценности.

-2

Давайте взглянем чуть пристальнее на бриллиантовую красоту королевы Анны. Как выглядела кинокопия знаменитых подвесок, и существовало ли это историческое украшение на самом деле? В советской киноверсии образ легендарных подвесок почти полностью дублирует литературное описание из книги Дюма. Помните, как талантливо сыграла Алиса Фрейндлих венценосную Анну? Подозрительный супруг увидел-таки на рукаве ее платья цвета неба нежный голубой бант, усыпанный двенадцатью алмазами.

Но вот знатоки перевода с французского, прочитав оригинал знаменитого романа, выдвигают версию, что буквальное название сокровища можно перевести как «наконечники шнурка с бриллиантами». В 17 веке такие вариации украшений были в моде. И как предполагают, даже изображены на портрете Анны Австрийской кисти Рубенса. Но гораздо меньшим количеством - подвесок всего две. Мастера-ювелиры покрывали вещицы из золота или серебра эмалью и дополняли дорогими камнями.

-3

В те времена роскошь при дворе была настолько востребована, что серьги, браслеты и ожерелья становились частью образа не только дам, но и французских кавалеров. Даже мушкетеры при отменном жалованье приобретали для себя каменья. Поэтому могу вообразить жизненный сюжет, когда д`Артаньян, не стесненный в средствах, покупает драгоценности не любимой Констанции, а сначала самому себе. И венчает шляпу с пером еще и ожерельем.

Даже камзолы знатных вельмож расшивали камнями и жемчугами. Интересно узнать, какой исторический факт я прочитала? Он сто процентов удивит и вас. Так вот, когда крестили наследника французского престола, будущего короля Людовика Тринадцатого, наряд его отца, Генриха Четвертого, был декорирован тремя тысячами бриллиантов. Их блеск роскошно дополняли тридцать две тысячи переливающихся перлов. Герцог Бекингем был облачен в костюм, усыпанный мириадами алмазов общей стоимостью полмиллиона франков! Что означала в те времена такая сумма? - спросите вы. Отвечу: обладая половиной миллиона, можно было легко купить одну французскую провинцию в собственное владение.

-4

Однако не все вельможи были по-настоящему богаты; у многих обедневших дворян и драгоценностей-то не имелось. А вот запечатлеть себя достойно в памяти потомков им, конечно, хотелось. Что же предпринимала знать с пустыми кошельками? Повелевали художникам писать с них портреты, приукрашивая реальность - в одеждах из роскошных тканей и с мириадами драгоценностей. Получается, что сокровища мужских шкатулок во Франции 17 века, зачастую, затмевали коллекции украшений самой Анны Австрийской! И создавали яркий контраст с нищетой простых сословий общества.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"

Рекомендую почитать:

Шкатулка с драгоценностями Скарлетт О`Хара
Украшения восточных женщин из сериала "Великолепный век"