Интеллект обеспечивает свободу. Чем выше интеллект, тем больше степеней свободы и тем выше качество жизни. Если интеллекта нет, то нет и свободы. Если нет свободы, то нет и жизни.
Рассматривая множество других примеров и пользуясь научным методом индуктивного познания истины, мы можем перейти от частных примеров к общему выводу и сформулировать закон живого и неживого следующим образом:
Живое существо отличается от неживого вещества прежде всего тем, что живое существо обладает идеальным содержанием и своей собственной индивидуальной волей. У неживого вещества нет и не может быть никакого идеального содержания и никакой собственной индивидуальной воли.
Таким образом, понятию живого существа может быть дана научная формулировка только лишь в том случае, если не подчинять научный поиск атеистическим догмам. А для этого прежде всего нужно четко отличать идеальные категории от материальных.
Живым существом называется целесообразное единство материального организма и идеальной души, имеющее свою собственную индивидуальную волю. Такая формулировка полностью соответствует современному уровню развития науки.
Кроме того, она позволяет четко отличать живое существо от таких кибернетических систем, которые моделируют поведение человека. Ни одна кибернетическая система не может испытывать исходное желание, ни один робот не может обладать идеальным содержанием и своей собственной волей. Поэтому всякие попытки атеизма уложить живое существо в рамки современной кибернетики обречены на провал. Это все равно, что искать “вечный двигатель”.
Например, искусственный спутник Земли никогда не станет живой категорией, какой бы программой мы его ни снабдили, потому что у него нет и не может быть никакой воли и никакого интеллекта. Он движется по орбите и выполняет какую-то программу. Если какой-либо метеорит, встреча с которым не предусмотрена программой спутника, будет приближаться к спутнику, то Cпутник никак не будет реагировать на внезапно возникшую опасность.
Он будет продолжать совершенно спокойно выполнять свою программу и двигаться по обычной орбите до тех пор, пока метеорит не столкнется с ним и не уничтожит его. Неживой спутник никоим образом не реагирует на опасность, и его никоим образом не волнует гибель. По мере возможности он четко выполняет раз и навсегда заданную ему извне программу, с полным равнодушием к любой опасности.
Однако если бы спутник был “живым существом”, то во время опасности он постарался бы изменить программу своего движения, ушел бы от встречи с метеоритом и лишь позже вернулся бы на старую орбиту, продолжая выполнять заданную программу.
Конечно, в принципе человек может снабдить спутник и такой программой, согласно которой он будет уклоняться от любой опасности. Но это будет исходить от воли человека, а не от воли спутника, которой у спутника нет и не может быть.
В общем аспекте мы различаем следующие семь форм жизни:
1) духовная жизнь;
2) жизнь на энергетическом уровне;
3) жизнь на элементарном уровне;
4) жизнь на молекулярном уровне;
5) биологическая жизнь (бессознательная жизнь биологического организма);
6) жизнь (сознательная жизнь живых существ);
7) духовная жизнь – жизнь души человеческой.
***