Что не поделили трое российских миллиардеров без бедно проживающие свою жизнь?
Норникель – огромная горно-металлургическая компания созданная в Советском союзе. Еще тогда этот концерн имел большое значение для всего СССР и поэтому он все время рос и укрупнялся, но времена меняются, настал 1991 год, а вместе с ним разруха, нищета и полный развал всего.
В 1993 решением президента страны компания была приватизирована, но в госсобственности сохранилось 38% процентов акций. Владельцами оставшихся 62% стали 250 тысячный коллектив компании.
В 1997 оставшийся пакет акций государства были проданы на аукционе за 270 млн долларов. Многочисленные проверки со стороны Счетной палаты, Правительства во все последующие годы закончились одним и тем же вердиктом – приватизация прошла совершенно законно.
Однако, с этим не все согласны. Компания Норникель занимала 90% международного рынка никеля и 60% меди. С этими показателями её чистый доход составлял 1,5 млрд долларов, несмотря на все проблемы на тот момент. Компания с такими показателями просто не могла стоить таких маленьких денег. Но времена прошли и об этом все забыли.
Настал 2008 год. Миллиардер Прохоров и Потанин решили продать свои акции Норникеля Олегу Дерипаске. Тот хотел объединить свою алюминиевую компания UC Rusal с Норникелем. Но, что-то пошла не так, развязался долгий корпоративный конфликт. В 2012 году они пришли к соглашению, в состав акционеров также прибавился Абрамович.
Прохоров из состава акционеров компании ушёл, остался Потанин, Дерипаска и привлеченный как "умиротворитель" между акционерами – Роман Абрамович. Все трое заключили соглашение основным смыслом которого было недопущение превосходства кого-либо из двоих над другим (Потанин и Дерипаска).
Но, Роман Абрамович, спустя некоторое время продал 2,1% акций Потанину, тем самым нарушив соглашение достигнутое 2012 году, по мнению Дерипаски.
После этих событий Олег Дерипаска подал на двоих в Высокий суд Лондона, где в прошлом году добился аннулирования сделки между Потаниным и Абрамовичем.
Если у вас возник вопрос: причём тут высокий суд Лондона? То ответ прост и очевиден: миллиардеры не доверяют ни судебной, ни законодательной власти в стране. И это удивительно, большинство всех дорогих компаний в России в конечном итоге зарегистрированы за рубежом. И доли компаний распределяются именно зарубежной, материнской компании. В том числе для того, чтобы на случай разногласий судится там же.
Будем надеяться затяжная история с корпоративными конфликтами акционеров для Норникеля закончилась. Всё-таки компания играет большую роль в экономики страны и является градообразующим предприятием.
Еще про Лондон и наших миллиардеров: Фридман стал богатейшим жителем этого города.