Найти тему
ИА Хакасия

Токсичные отходы в Хакасии могут стать золотой жилой

Общероссийский реестр хвостохранилищ — захоронений токсичных отходов горнорудной промышленности, ведущих историю со времен СССР — решили создать в Сибирском отделении РАН. Старые хранилища, опасные для здоровья живущих рядом людей, представляют немалый интерес для бизнеса. Из отходов можно в промышленных масштабах извлекать ценные химические вещества и металлы, вплоть до золота. Попутно обеззараживаются ядовитые могильники.

Хвостами горняки называют отходы, возникающие при промышленном обогащении руд и зачастую обладающие немалой токсичностью. Большинство подобных захоронений были созданы еще во время первых пятилеток.

— Многие советские горнодобывающие и обогатительные предприятия в годы перестройки не смогли выйти на достаточный уровень рентабельности и попросту развалились в 1990-е годы, — напомнила «Известиям» заведующая лабораторией геоэлектрохимии Института нефтегазовой геологии (ИНГГ) Сибирского отделения РАН Светлана Бортникова. — В итоге часть хвостохранилищ утратила владельцев, а некоторые до сих пор открыты всем ветрам и сточным водам.

В СССР времен сталинской индустриализации забота об экологии не считалась первоочередной задачей. Сброшенные в хранилища тяжелые металлы и ядовитые элементы способны сегодня отравить население целых регионов, однако эти кладбища не только порой не огорожены и не охраняются, но даже их точное местоположение не всегда известно — документы утрачены.

— Хвостохранилища содержат в опасной концентрации мышьяк, сурьму, бериллий, множество других ядов, — рассказал «Известиям» главный специалист отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Смоленской области Виктор Турбинский. — Из-за этого в некоторых промышленных регионах концентрация сурьмы или мышьяка в воздухе, пыли, испарениях превышает предельно допустимую концентрацию в разы.

Поэтому, считают ученые, необходим полный реестр всех хранилищ с детально изученным содержимым. В первую очередь «переписи» должны подвергнуться огромные и наиболее опасные хранилища отходов горнорудной промышленности на Урале и в Сибири, особенно в Кемеровской области. Далее — в Забайкалье, Бурятии, Хакасии, Тыве, Алтайском крае.

К счастью, есть кому заняться обеззараживанием могильников, причем с прямой коммерческой выгодой: захоронения в изобилии содержат цветные металлы и другие ценные химические вещества, так что переработка их содержимого становится предметом серьезного бизнеса.

— Мы занимается отходами бывшего цинкового завода в Кемеровской области, — рассказал «Известиям» Константин Черный, директор по производству компании «Рециклинг», входящей в санкт-петербургскую группу «Евроинвест». — Содержимое хвостохранилища перерабатываем в концентраты цветных металлов. Одной только меди производим тысячу тонн в год.

В результате такой переработки отходы превращаются в безвредный шлаковый песок, который можно использовать, например, в дорожном строительстве. По словам Константина Черного, через несколько лет на месте бывшего источника ядовитых загрязнений образуется экологически чистая зеленая зона.

В «Рециклинге» рассказали, что с помощью собственной технологии так называемого безреагентного выщелачивания из отходов удалось добыть даже некоторое количество золота. Его объемы, впрочем, не столь велики, как меди или цинка.

Извлечь попутное золото из отвалов можно также при помощи гравитационного метода, который позволяет отделить минералы от пустой породы за счет разницы плотности и размера частиц. Гравитационное извлечение самородного золота — известная технология. После сушки вещества от него отделяется тонкая фракция, а из нее извлекается золотосодержащий концентрат.

А в одном из хвостохранилищ, заброшенном в 1990-е годы, ученые ИНГГ обнаружили высокое, сопоставимое с концентрацией в рудных месторождениях, содержание индия — дорогостоящего металла, необходимого в производстве жидкокристаллических панелей, сообщают iz.ru.

 По информации 19rus.info, в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы в сфере недропользования, недропользователи обязаны проводить рекультивацию отвалов. Проект на разработку участка недр в обязательном порядке содержит раздел о проведении работ по рекультивации участка недр, предоставленного в пользование, в том числе и отвалов горных пород. Работы по рекультивации выполняются в соответствии с проектными решениями и в сроки, определенные проектными решениями.

При разработке угольных месторождений, как правило, формируется два вида отвалов – внешние и внутренние. Внешние, как правило, формируются на начальных этапах строительства горнодобывающего предприятия, а внутренние – после отработки части запасов, когда появляется возможность складировать вскрышные породы в отработанное пространство карьера.

Как правило, внешние отвалы после завершения их формирования и проведения рекультивационных работ остаются на месте, потому что их перемещение в отработанное пространство карьера потребует дополнительных затрат, соизмеримых с затратами на их формирование. А это отрицательно сказывается на экономических показателях горнодобывающего предприятия. Естественно, земли, занятые внешними отвалами, выпадают из сельхозоборота. Но горнодобывающее предприятие, в соответствии с Земельным кодексом РФ, возмещает владельцу земель упущенную выгоду за изъятие земель из сельхозоборота.

Иное – внутренние отвалы. После проведения горнотехнического и биологического этапов рекультивации (еще раз оговорюсь) в сроки, установленные проектными решениями – как правило, возвращаются владельцам земель (следовательно, в сельхозоборот).