Нет, сейчас вы видите не кадр из фильма, в котором мексиканская выпускница сдала наконец-то ЕГЭ. Автор этого снимка - Илья Нодия, фотограф, создающий не просто фотокарточки, а настоящие шедевры.
Расскажи, как ты пришёл к занятию фотографией и с чего всё началось?
Моё увлечение фотографией, как и у многих, зародилось из обычного хобби – в старших классах я взял родительский фотоаппарат и начал снимать всё вокруг. В основном, это были городские пейзажи, голуби, мосты, деревья, дороги - короче, всё, как у любого начинающего любителя. Я начал подмечать мотивы в случайно пойманных ракурсах, пустынных аллеях парков, ржавых гаражах и силуэтах заброшенных домов. В этом была какая-то едва уловимая эстетика провинциального города и одиночества, что чертовски радует любого подростка. Я любил кино, музыку и игры подобного жанра, поэтому каждый поход в город с камерой превращался для меня в особое развлечение – постараться увидеть что-то интересное для себя и запечатлеть это. Постепенно моё увлечение начали замечать друзья и я начал снимать для них – знакомых музыкантов на крышах, диггеров на заводах бэкстейджи, портреты, а потом и вообще в какой-то момент перешел на свадебные фотосессии. Всё это было чертовски увлекательно и не воспринималось как бизнес, хотя впоследствии именно свадьбы принесли мне первую популярность в родном городе и возможность покупать себе новую технику.
А что, по-твоему, самое важное для начинающего фотографа?
Для начинающего фотографа важна любая мелочь. Новый знакомый фотограф, новый инструмент для обработки, новый объектив или первый поход в студию. Каждое такое открытие даёт настолько сильные эмоции, что хочется пробовать ещё и ещё.
В тот момент, когда камера попадает в руки увлеченному человеку, перед ним открывается огромный мир, состоящий из бесконечности непонятных и новых штук.
Настройки, цифры, железки, композиция, куча умников со своими советами и правилами. Важно ценить эти моменты и не отчаиваться, если что-то не получается. И нужно наблюдать за своими эмоциями. Находить то, что больше всего нравится, что является наиболее созвучным с вашим внутренним миром и стараться снять это хорошо. Впоследствии такие кусочки, привычки и приёмы будут складываться в большой паззл под названием «собственный стиль».
Допустим, я умею замечать необычное в обыкновенном, смогу ли я стать фотографом? Это талант, данный природой или результат кропотливой работы?
У всех это происходит по-разному. Кто-то зарывается в технические особенности, посещает бесконечные мастер-классы, пишет заметки и часами создает безупречную картинку с точки зрения качества и композиции. А кто-то уходит в отрыв с дешевенькой камерой, создавая безумные смазанные сюжеты, способные «жить» только в инстаграме, но их легкость замечают и они становится невероятно популярными. Вспомните школу или институт, среди ваших знакомых наверняка были сильные математики или технари. Однако, часть из них решала задачи с завидной легкостью, а другим приходилось проводить дни напролёт под натиском учебников. Однако и те, и другие добивались схожих результатов.
Фотография – это как музыка, спорт или поэзия. Она отражает ваш характер, ваш взгляд на мир и даже ваш подход к общению с людьми. У меня почти каждый год случается какое-то невероятное открытие, которое меняет моё виденье съёмки и ход мыслей. И кажется, в этом бесконечном самосовершенствовании что-то есть.
Твои фотографии просто поражают своей фантастичностью и вместе с тем реалистичностью. Как такие идеи вообще приходят в твою голову и где ты черпаешь вдохновение?
Забавно, но большая часть моих работ имеет четкое коммерческое применение. И от этого всё становится ещё более необычным. Я зарабатываю съемками, которые кажутся невероятно странными для других фотографов. Я большой любитель фильмов и компьютерных игр, они сформировали мой взгляд на мир ещё в детстве, и теперь я всегда ищу проекты, от которых я сам так или иначе в восторге. Чаще всего, они связаны с сюжетами, режиссурой и необычными локациями. Квесты, театры, перформансы, производства, мастерские, охота, спорт, жд и всё в этом духе. Когда вы в последний раз общались с настоящим космонавтом или полицейским из Лос-Анджелеса? Я стараюсь находить то, что буквально сводит меня с ума. Вот, например, проект «Ограбление Века», который мы снимали для очень крутого перформанса с актерами в Москве (https://nodia.photo/the-robbery-of-the-century). Это воссозданное в реальном масштабе банковское хранилище с лифтом, подкопами и логовом грабителей. Черт, да это же просто невероятно!
Фотография за эти годы провела меня по самым неожиданным и безумным местам – от Африканских племён Масаи до подземных шахт в Норильске. Из-за того, что я делал очень детализированные фотографии с коммерческим применением, похожие на фильмы или игры, на меня обратили внимание даже рекламные агентства. И теперь, порой, я снимаю также и большую рекламу.
Круто! Но я видела у тебя и другого рода фотографии. Как незнакомые люди, которых ты фотографируешь на улицах города, реагируют на твоё желание?
В детстве я всегда боялся разговаривать с незнакомыми людьми. Я думаю, многие из нас это проходили – купить лекарство в магазине, забронировать сеанс в кино по телефону и попросить водителя маршрутки остановиться у ближайшей остановки. Черт возьми, до сих пор холодок проскальзывает по спине. Снимать случайных прохожих, особенно, в первые поездки моего проекта «Портреты Европы» было невыносимо страшно. Но потом я настроил себя на мысль, что самое плохое, что может произойти – это отказ. Так я начал приставать к прохожим в Европе и на ломаном языке просить их попозировать для меня и дать почтовый адрес.
Это настолько закалило меня, что, вернувшись в Москву, я мог заговорить с кем угодно и где угодно. И самое прекрасное, что люди чувствуют эту энергию и начинают больше тебе доверять. Разумеется, есть и отказы, и непонимание, но после нескольких удачных попыток это для тебя ничего не значит. Кто-то обязательно согласится. Я придерживаюсь этого правила и по сей день – пишу незнакомым руководителям проектов, агентам, людям в инстаграм. Теперь это похоже, скорее, на увлекательную игру, которая приносит прекрасные знакомства и новые фотографии.
Всё же, невозможно отделаться от мысли, что твои снимки похожи на кадры из кинофильмов. Почему именно такой стиль?
Наше визуальное восприятие формируется в детстве и от этого не убежать. Я безумный фанат американского кино двухтысячных - я вырос на Тарантино, Финчере, Лукасе, Земекисе и Нолане. Ну и игры, разумеется. Закат приставок и расцвет эры персональных компьютеров. Благодаря ломаным пираткам я даже выучил разговорный английский язык. Короче, вся эта безумная смесь стилистических штампов, от колористики до композиции кадров, настолько сильно повлияла на меня, что, можно сказать, у меня не было шансов снимать что-то другое. Кроме того, такие картинки всегда увлекают зрителя, подсознательно намекая ему на сложность съёмочного процесса, бюджеты и длительную подготовку. Хотя, на самом деле, это не всегда так.
Согласна, но что-то же тебя мотивирует работать именно в этом стиле? У тебя есть какой-нибудь наставник или идейный вдохновитель?
У меня есть несколько вдохновителей, на работах которых я воспитал свой фотографический взгляд – это смесь Dean Bradshaw, Joey L, Gregory Crewdson и Dave Hill. Вы уже наверняка поняли, что, как и с кино, это чисто американские фотографы, которые творили безумно крутые фотографии именно в период моего становления как фотографа.
А какими чертами характера, по-твоему, должен обладать действительно крутой фотограф?
Не быть мудаком. Это невероятно важная человеческая черта, которая должна быть вообще у всех. Относиться с уважением к любым клиентам, коллегам, собственной работе. Не бояться делиться опытом. Быть увлечённым, любопытным, ответственным… и побольше спать, черт подери.
А поделись историей о самой интересной, на твой взгляд, коммерческой съёмке (из-за которой ты, вероятно, не спал)?
Удивительно, но каждая новая съёмка становится для меня самой интересной, не важно, коммерческая она или нет. Я настолько погружаюсь в новые проекты, что старые просто уходят на задний план на какое-то время. Пусть это будет, например, съёмка основателя компании Way Ray. Его работа тесно связана с машинами и путешествиями, поэтому мы нашли старый красный мустанг и отправились на безлюдный хайвей посреди Невады, чтобы сделать парочку отвязных имиджевых кадров в американской пустоши. ( https://nodia.photo/red-nevada )
Как ты думаешь, почему твои фотографии так нравятся людям (уж я-то знаю, чем они нравятся, интересно твоё мнение)?
Потому что они точно так же нравятся и мне, полагаю. Каждая съёмка – это новое приключение. Я принципиально не снимаю потоковые истории - репортажи, свадьбы, аватарки, у меня невозможно совершить частный заказ. Люди не так часто видят и снимают такие серии, поэтому мне удается немного выделиться в общей массе бесконечных фотопостов и фотолент. И это не является чем-то элитарным или закрытым – любой может мне написать, пообщаться, почитать истории. Даже если бы у меня не было последователей и аудитории, я бы просто продолжал заниматься этим. Обожаю свою работу и людей, которые меня окружают.
Видела, что ты проводишь мастер-классы. Что самое сложное в его организации?
Именно организация. Ненавижу эти моменты, связанные с написанием анонсов, постов с рекламой, поиске ленивых организаторов, сбора денег и доказывания, что на этот МК точно нужно сходить. Меня настолько коробит от всего этого, что, даже несмотря на огромную любовь к живым выступлениям, с 2018 года я не делаю мастер-классы. В 2019 году я дам несколько лекций на фото-фестивалях. Надеюсь, хотя бы так я смогу компенсировать отсутствие моих предложений по обучению.
Ну и какой совет ты можешь дать начинающим фотографам?
Вы удивитесь, но нет ничего круче, чем быть начинающим фотографом. У каждого из них есть невероятная суперсила, о которой они даже не догадываются. Они могут снимать любую дичь, делать самые смелые эксперименты – от кислотной мазни до ультра-резких технических снимков. И им ничего за это не будет. Чем ближе вы приближаетесь к узнаваемости и сформированному стилю, тем сложнее это менять, и есть большая вероятность стать заложником одного направления с риском растерять всех клиентов при смене стиля. Я делал это уже дважды, сначала отказавшись от свадеб и частных съемок, а затем и от статичного компоузинга. Дважды это было чертовски тяжело. И дважды я открывал для себя новый этап в фотографии, становясь на время одним из «новичков», которому можно всё. Не бойтесь, доверяйте чутью и не слушайте серьезных дядь, которые говорят, что у вас нет вкуса. Через несколько лет вы обгоните их на десять шагов вперед.