Утром 27 мая 1942 в разных концах Праги одновременно происходили события, которые привели к самым кровавым последствиям в судьбе чехословацкого народа.
Из двери особняка в восточном пригороде Праги вышел к ожидавшей его машине высокого роста немецкий офицер с лицом истинного арийца, привлекавшего внимание наблюдателя своим высоким и широким лбом, из-под которого на мир глядели маленькие беспокойные глазки. Лицо выглядело несколько хищным за счет длинного носа и широкого рта с мясистыми губами. Его спортивная фигура, затянутая в эсэсовский мундир, могла бы считаться безупречной, если бы ее не портили слишком широкие бедра, придававшие удивительную женоподобность облику высокого офицера.
Расположившись в машине, тот отдал команду водителю неожиданно высоким голосом, никак не вязавшемуся с его внушительной фигурой. Автомобиль немедленно двинулся и, постепенно набирая скорость, направился в центр Праги.
В это время районе одного из крутых поворотов в центре Праги скрытно расположились два человека, которые, как оказалось, ждали появления этой машины. Точнее, их интересы ограничивались пассажиром в эсэсовском офицерском мундире.
Кто же были персонажи этой предполагаемой встречи, двое из которых ждали её всем сердцем, а двое о ней даже не предполагали?
Офицер в машине был известной личностью в Третьем рейхе, да и в покоренной Европе тоже. На заднем сиденье Мерседеса с открытым верхом улицы Праги разглядывал своими холодными глазами сам Рейнхард Гейдрих – начальник Главного управления имперской безопасности, обергруппенфюрер СС и генерал полиции, ныне заместитель рейхспротектора имперского Протектората Богемии и Моравии.
Его карьеру можно было бы назвать стремительной и, отчасти, неожиданной. Родившийся в 1904 году в обеспеченной, правда, так и не вошедшей в высшие городские круги, семье, Рейнхард в свои юные годы заинтересовался политикой. Это не могло не удивлять его мать, отец которой руководил королевской консерваторией в Дрездене, и его отца - оперного певца и композитора, оперы которого ставились в Кёльне и Лейпциге, в 40 километрах от которого он и открыл музыкальную школу для детей из среднего класса.
Гейдрих-старший в будущем видел сына музыкантом и дал ему хорошее образование. Юный Рейнхард подавал надежды как талантливый музыкальный исполнитель: он замечательно играл на скрипке.
Но голова его была занята другим: политика. Время в Европе стремительно ускорялось, события следовали одно за другим. Подписание в июне 1919 года Версальского мирного договора между странами-победителями и капитулировавшей Германией, привело к территориальным потерям, обязательствам по репарациям, ограничениям и запретам в разных сферах, в том числе и в военной.
Унизительные и жестокие условия Версальского договора способствовали возникновению и росту социальной нестабильности в Германии и, как следствие, росту националистических настроений в самых крайних формах. Ко всему тому, что в итоге способствовало к приходу к власти фашистов в 1933 году.
Уже с 14 лет патриотичный Рейнхард был членом нескольких молодежных организаций, переходя от умеренных в более крупные, активные и антисемитские.
В 1920 году, в свои 16 лет вошел в добровольческий отряд (фрайкор), где к его националистическим убеждениям добавились идеи милитаристического патриотизма.
Войдя во вкус активной политической жизни, в 17 лет выступает как организатор новой ассоциации «Немецкий народный молодежный отряд».
В 18 лет, в 1922 году Гейдрих избирает карьеру военно-морского офицера и поступает, а в 1926 году заканчивает военно-морское училище. Будучи направлен на службу в разведку флота, знакомится и заводит тесные деловые отношения с адмиралом Канарисом и его семьей.
И все было бы хорошо, но молодость и несдержанность, которую сослуживцы посчитали как непорядочность по отношению к женщинам, привели к тому, что на заре своей карьеры в 1931 году обер-лейтенант цур зее (старший лейтенант) Гейдрих был отправлен в отставку.
Оказавшийся на улице уже бывший офицер предполагал, что в решении командования во многом сыграли свою роль циркулировавшие слухи о наличии у Рейнхарда еврейской крови по линии отца.
Итак, исторгнутый элитой вооруженных сил, Гейдрих в июне 1931 году вступает в НСДАП и в 1932 - в СС. За десять лет, проявив свои организаторские способности на эсэсовском поприще, он становится важным человеком для нацистской партии.
Его карьера стремительно росла:
В 1934 году он его назначают главой центральной службы гестапо. В этом же году во время «Ночи длинных ножей» он возглавил операцию по уничтожению берлинской организации штурмовиков.
В 1936 году он возглавляет тайную полицию и СД. В 1940 году приступил к организации системы немецкой внешней разведки.
В 1939 году он организовал так называемую Глейвицкую провокацию, приведшую к началу Второй мировой войны.
В 1940 году Гейдрих возглавил управление системы концлагерей и стал обергруппенфюрером СС (генералом).
В сентябре 1941 года Гитлер назначает его заместителем рейхспротектора Богемии и Моравии. А в начале 1942 года Гейдрих выступает с докладом на совещании высших представителей партии и правительства Германии с масштабным планом по уничтожению евреев Европы.
К воплощению утвержденного верхами плана он приступил незамедлительно и с размахом: ввёл в протекторате военное положение, закрыл синагоги, создал концлагерь для содержания чешских евреев, ужесточил борьбу с Сопротивлением. Свое кредо Гейдрих обозначил предельно конкретно:
«Настоящий немец не должен ничего прощать чехам, как в рейхе евреям... Плохие с расовой точки зрения и плохо соображающие должны быть выдворены вон, на востоке много места... Хорошо соображающих, но плохих с расовой точки зрения мы направим на работу в рейх и постараемся, чтобы у них не было детей... Самый опасный, элитный слой должен быть онемечен и перевоспитан, а кто не послушается, того к стенке...
***
Жесткими мерами Гейдриха воспользовалось для своих целей британское Управление специальных операций (УСО). Скооперировавшись с чехословацким «правительством в изгнании», УСО разработало план убийства Гейдриха, которое должно было не только поднять престиж Сопротивления, но и - тут британцы вполне отдавали себе отчет, - спровоцировать жесткие карательные меры против населения, что подтолкнуло бы чехословаков на активное сопротивление немцам. Операцию назвали «Антропоид». Массовые репрессии карателей мирного населения за смерть одного фашистского функционера британцами в расчет не принималось.
Продолжение следует…
Продолжение Часть II