Найти тему
Журнал не о платьях

"Они были прекрасны, но их забыли". Александр Васильев о погасших звёздах моды

Оглавление

Рассказывает Александр Васильев, историк моды, коллекционер, телеведущий

Второе рождение бренда

Почему Диор, Шанель остались? В свою эпоху они уже создали блестящие, хорошо зарекомендовавшие себя бренды. И потом умело пережили второе рождение. Шанель ведь уходила на пенсию на 14 лет. Она закрылась в 1940 году и открылась вновь в 1954-м. За это время ее все забыли. Но, тем не менее, она нашла в себе силы, когда ей было сильно за 70, вернуться в мир моды и опять что-то сказать. Так же и Кристиан Диор. Когда он открыл свой Дом в 1947-м, ему было уже 42 года. А умер он в 1957 году. То есть работал только 10 лет. Но за это время модельер сумел создать империю, которая до сих пор жива и здравствует.

Платья Диора 1950-х годов.
Платья Диора 1950-х годов.

Почему другие успешные его коллеги не сумели войти в круг избранных? Одни просто устали и ушли на пенсию. А другие так боролись за чистоту своего бренда, что не хотели его вульгаризировать. Например, Кристобаль Баленсиага закрылся в 1968 году, когда началась французская студенческая революция, эпоха хиппи. Он сказал, что высокая мода умерла и был абсолютно прав. Модельер не хотел продолжать свое дело и никому не желал продавать свой Модный дом. Ив Сен-Лоран тоже. Ведь все, что осталось от марки его имени, это линия прет-а-порте «Рив Гош». А высокую моду он просто из принципа не хотел продолжать. Потому что считал, что все, кто придут за ним, сделают хуже, чем он.

Одри Хёпберн в платье от Живанши.
Одри Хёпберн в платье от Живанши.

Юбер де Живанши так поступить не мог. Его Модный дом перекупили, а самого модельера с почетом отправили на пенсию. С тех пор множество дизайнеров пытались занять его место, но ни один не удержался. И я не могу сказать, что сейчас для широкой публики марка «Живанши» – это звучит сильно. Разве что в парфюмерии и косметике, но не в моде. Известно, что такая марка есть. Но она не ассоциируется с какими-либо цветами или силуэтом одежды. Допустим, бренд «Кристиан Лакруа» - это сочетание оранжевого с розовым и красным. «Соня Рикель» – черный трикотаж. «Коко Шанель» – костюм из твида, маленькое черное платье, бижутерия. А марка «Живанши» из-за того, что ее новые владельцы основательно порвали с предыдущей традицией, ни с чем у людей не ассоциируется. Хотя бренд искусственно поддерживается. Или «Нина Риччи» - тот же самый случай. Да, марка живет. Но не могу сказать, что публика рвется приобретать одежду с этим именем.

Не связано ли забвение некоторых модельеров с тем, что они не подарили миру каких-то модных хитов, как Шанель маленькое черное платье?
Вовсе нет. Тот же Поль Пуаре снял с женщин корсет, и это был хит. А еще изобрел женские брюки и юбку-абажур. Он сделал очень много для раскрепощения прекрасной половины человечества. А Эльза Скьяпарелли придумала подкладные плечики. Все женщины мира носили их и сейчас вновь возвращаются к ним. Разве это не хит? Беда этого модельера заключается в том, что ее Дом моды закрылся в 1953 году. А кто может помнить, что было больше полувека назад? Дом моды Пуаре стал достоянием истории и вовсе в 1929 году.
Примерка в Доме  моды Поля Пуаре.
Примерка в Доме моды Поля Пуаре.

Про Шанель люди знают лишь потому, что ее Дом живет. Но поверьте, если бы она, закрывшись в 1940 году, не открылась бы вновь, ее никто сегодня и не вспоминал бы. Во всяком случае, не больше, чем Скьяпарелли. Конечно, многие популярные сегодня бренды тоже когда-то потухнут. Угаснут и «Шанель», и «Диор». Ничто не вечно. Это только вопрос времени.

Память коротка...

Это как в живописи, в музыке, театре… Знаете ли вы звезд драматической сцены XIX века, сколько имен вы сможете назвать? Думаю, не слишком много. А если я спрошу про XVIII век? Просто руками разведете. И так было всегда. К сожалению, это наша драма: память человека избирательна. Мы не помним всех президентов США, деятелей искусства, писателей, поэтов. Все со временем канет в Лету. И останутся просто некоторые эпохальные фигуры. Из балерин первой половины ХХ века мы знаем только одно имя – Анна Павлова. А из второй - Майю Плисецкую. А что между ними были еще сотни других танцовщиц – это уже будет никому не интересно. Как в кино будут помнить, что были Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

Ким Новак.
Ким Новак.

А Лиз Тейлор, Ким Новак или Грейс Келли – это все уже второй эшелон. Но разве они не были прекрасны? Еще как были. Но всех не упомнишь. Для этого есть, конечно, мозги. Ведь можно читать книги. Но вот беда: не все ими пользуются.

Записала Наталья Южина

Как Александр Васильев хотел перехитрить судьбу -- ЗДЕСЬ

(с) "Лилит"