Найти тему
Видеопрокат

Что посмотреть: «Ветреная река» (Wind River)

Дальше начинается индейская резервация
Дальше начинается индейская резервация

Любители кино и сериалов часто сталкиваются с вопросом «что посмотреть?». Хороших фильмов выходит мало, а процесс поиска напоминает работу золотоискателя. Планирую рассказывать о фильмах, которые стоит посмотреть. Не претендую на роль гуру или кинокритика, этот блог – субъективный взгляд обычного зрителя с дивана. Постараюсь без спойлеров.

Начать хочется с хорошего. Сел и выписал названия фильмов, которые порадовали за последние несколько лет. Список получился коротким, но сразу к нескольким картинам приложил руку Тейлор Шеридан – американский сценарист, актер и режиссер.

Толковые фильмы «Любой ценой» (Hell or High Water) и «Убийца» (Sicario) сняты по сценариям Шеридана. Он же участвовал в написании сценария для первого сезона сериала «Йеллоустон», плюс выступил режиссером нескольких серий. Ну, а фильм «Ветреная река» получился большой и полноценной работой – Шеридан написал сценарий и сам все это заснял. Что объединяет эти картины?

1. Если в список добавить «Три биллборда» (тут Тейлор Шеридан не при делах), то соберем практически полный перечень лучших фильмов последних лет.
2. Фильмы показывают не ту идеальную Америку с лоском и пафосом Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. Наоборот, обычно это рассказ об американской глубинке.

Итак, без спойлеров. События фильма «Ветреная река» происходят в штате Вайоминг – красивые места, но откровенная глушь по американским меркам. Местный егерь по имени Кори Ламберт находит мертвую девушку на территории индейской резервации. Девушка спасалась бегством – местность не располагает к босым пробежкам по снегу.

Для расследования вызывают помощь из ФБР. И здесь большой вопрос к реализму ситуации – «федералы» присылают одного агента, который явно не готов к местным условиям. Наверное, это художественный прием сценариста. Иначе непонятно, почему прислали 1 агента, за которым постоянно нужно ходить и вытирать сопли.

Агента ФБР Джейн Бэннер играет Элизабет Олсен, в роли егеря – Джереми Реннер. Это два главных персонажа, вокруг которых и выстроена история. Достаточно быстро режиссер показывает, что жизнь в резервации далеко не так проста: здесь тоже есть наркомания, случаются убийства. При этом чужакам со стороны никто не верит, и общепринятые законы здесь толком не действуют.

Почему принимают егеря, который совсем не похож на индейца? Он женат на местной и пусть их брак развалился, Кори здесь знают и доверяют. Агент ФБР не придумывает велосипед и просит егеря о помощи.

-2

Фильм достаточно быстро превращается в остросоциальный триллер. Никто из жителей индейской резервации не ждет правосудия или помощи от государства. Один из ярких моментов фильма – отец погибшей девушки просит егеря найти и покарать виновных.

Просьба «найти и покарать» – один из переломных моментов. До этой сцены были догадки, что фильм расскажет о поиске справедливости любыми путями, но здесь сомнения окончательно пропадают.

К тому же герою Джереми Реннера по фильму близка эта боль – его дочь тоже погибла при неоднозначных обстоятельствах. Далее охота на преступника стремительно завершается, не успев толком и начаться – развязка пролетает молнией.

И тут можно предъявить претензию режиссеру. Нас долго раскачивали, убаюкивая кадрами природы Вайоминга (на самом деле штата Юта, где снимали фильм), но развязка фильма получилась быстрой и скомканной – нам показывают флэшбек о том, что произошло с погибшей девушкой. Примерно час фильм создавал нужный антураж, чтобы затем за несколько минут сумбурно показать финал.

Вердикт. Тейлор Шеридан показывает, что Америка бывает разной. Иногда это неуютное захолустье Вайоминга, где даже значок агента ФБР ничего не решает. Фильм подводит к главной мысли, которую пытается донести режиссер – никому нет дела до мертвой индейской девушки в какой-то там индейской резервации под названием «Ветреная река».

Финальный титр закрепляет эту мысль – на экране появляется надпись «статистика пропавших без вести индейских женщин в США не ведется». При всем своем лоске и желании нести демократию всему миру, даже в XXI веке в Штатах никому нет дела до пропавших индианок. Раньше индейцев истребляли как скот, потом загнали в резервации-заповедники. Теперь просто стараются не замечать их существование.

У фильма есть явный философско-социальный подтекст: жизнь сложна, не строго в черных или белых тонах, а на справедливость все смотрят по-разному.

Ну, а Тейлор Шеридан – красавчик, что не боится поднимать такие темы. Например, сложно представить похожий фильм в современной России, хотя такой сюжет в республиках Северного Кавказа вполне представляется – закрытая от чужаков община со своими правилами и законами, которая сама найдет и покарает виновных.