Всем привет! Вот мы и добрались до самого важного разговора о сути раннего плавания – приёмах работы с малышом в воде. Это и будет нашей отметкой погружения!
Сразу предупредим – здесь всё неоднозначно! На сегодняшний день в мире не существует единой стандартной научно обоснованной методики обучения раннему плаванию. Ой-ёёй, тогда что же мы все тут делаем, резонно спросите Вы? Разве грудничка не обучают плавать в бассейне?
Советуем добраться до конца наших «многабукф», а мы постараемся объяснить, что же всё-таки делают малыши в бассейнах по грудничковому плаванию.
Начнём с того, что новорожденный и ребенок чуть старше (до 2-3 месяцев) может самостоятельно перемещаться в воде и специально обучать его этому не нужно. Малыши передвигаются в воде исключительно за счёт наличия у них так называемой положительной плавучести и непроизвольных рефлекторных движений, вызванных срабатыванием защитных (оборонительных) рефлексов. Основа такого навыка – врожденный комплексный «спасательный рефлекс» - рефлекторное задерживание дыхания, рефлекторные движения конечностями в воде, периодическое самостоятельное переворачивание малыша на спину с переходом в дрейф на спине и способность преодолевать, таким образом, некоторое расстояние в воде. Теперь давайте разбираться.
Начнём с рефлексов, потому как, это – начало всех начал, и именно в этом вопросе начинаются разногласия специалистов.
Человек появляется на свет. Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни. Основные его «умения» предусмотрены природой – врожденные (безусловные) рефлексы, которые играют охранительную роль и уберегают человеческого детёныша от гибели в первые минуты и месяцы жизни. Набор безусловных рефлексов, облегчает приспособление к новым условиям жизни. Это, так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга и возникают они в процессе правильной работы нервной системы. (Как мы знаем, при нарушениях ЦНС многие врожденные рефлексы отсутствуют или проявляются недостаточно – но это уже другая тема, имеющая отношение к гидрореабилитации, и о ней мы тоже будем говорить).
Клинически значимых безусловных (врожденных) рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь. Единодушия у врачей по вопросу, нужно ли развивать у новорожденных безусловные рефлексы, не достигнуто. Одни считают, что их не нужно развивать, потому что рефлексы скоро исчезнут сами собой, и поэтому не будут включены в дальнейшее развитие ребенка. Но многие врачи уверены, что стимулировать у младенцев рефлексы необходимо, так как это помогает малышу лучше и гармоничнее развиваться, делает его крепче физически. Стимуляция рефлексов помогает работать над развитием двигательной активности малыша. Есть и третья позиция – некоторые из врожденных рефлексов стимулировать можно, а некоторые совершенно нет. Какое отношение всё это имеет к раннему плаванию?
Дело в том, что среди врожденных рефлексов можно четко выделить те, которые относятся к положительной плавучести малышей (и мы говорили об этом вначале): задержка дыхания, движение конечностей (брыкательный рефлекс) и лабиринтный тонический рефлекс. Эти автоматизмы выделяют в отдельный «плавательный безусловный рефлекс», но до конца они не изучены. Рефлекс задержки дыхания помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. Он самый кратковременный среди безусловных в своей жизнеспособности. Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна, как бы брыкается. В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Затем, эта поза сменяется плавательными движениями (если малыш будет находиться в воде), а на суше переходят в рефлекс спонтанного ползания.
И вот теперь мы упираемся в вопрос – а стоит ли закреплять положительную плавучесть новорожденных, стимулируя врожденные рефлексы? Однозначного ответа нет. Ясно только то, что ничего общего с настоящими скоординированными плавательными движениями такая активность новорожденного не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки и перемещаться в воде на задержке дыхания. Есть мнение одних, что дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, вырастают физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Другие не очень хорошо отзываются о раннем плавании, так как искусственно создаются условия потенциальной опасности, и малыш получает большой стресс. Он в дальнейшем может атрофировать страх и инстинкт самосохранения. Опять же, в противовес, есть мнение о том, что стрессовая ситуация положительно влияет на организм, заставляя его напрягать все силы и тем самым, совершенствоваться, в том числе и в физическом отношении. Больше всех отрицательно настроены против стимулирования такого рефлекса – тренеры по спортивному плаванию, считающие, что грудничковое плавание в дальнейшем портит технику, необходимую для спортивного плавания, и ребенка в 5-7 лет сложно переучить с брыкательных движений перемещения в воде на любой другой стиль плавания, будь то кроль или брасс.
По этому поводу мы ещё раз хотели бы сказать, что основное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного скоординированного плавания не является целью занятий. Поэтому, родителям начинающих пловцов важно помнить о возрастных границах и соответствующих им достижениях.
С 2 недель до 3 лет малыш обучается по техникам раннего плавания, основанным на стимулировании врожденных рефлексов: перемещения по воде на задержке дыхания. Здесь лучшие достижения малышей - в умениях задерживать дыхание при погружении в воду (ныряем!) и совершать плавательные движения под водой (доставать игрушки со дна, продвигаться на определенное расстояние). Обращаю внимаю, именно плавательные движения, потому как в этом возрасте не идет речь о технике плавания и стилях, которые малыш в силу своих возрастных особенностей развития еще не в силах воспринять! А вот уже с 3-4-х лет применяются методики обучения основам плавания: понимания свойств воды, её сопротивления движениям тела, способам удержания тела на воде и стилям плавания.
Что же тогда представляет собой грудничковое плавание?
Как мы уже сказали выше, общепринятой методики обучения плавания в раннем возрасте не существует, так как научить малыша на данном этапе развития определенным техникам плавания невозможно. Ранее плавание – это больше из разряда раннего развития ребёнка, ориентированного на личность, индивидуальность, которые приобрели популярность в начале 70-х годов прошлого века. Представляем вам, то, что имеем сегодня в наличии по прошествии 50-ти лет существования в мире понятия «раннее (грудничковое) плавание».
Занятия можно проводить по специально разработанным техникам. Некоторые из них кардинально отличаются друг от друга, но все направлены на достижение одной цели — занятиям в водной среде с новорождёнными и детьми до года, основанным на стимулировании врожденных рефлексов.
Сначала о том, что было разработано у нас.
Занятия по Захарию Фирсову
Работа была представлена в 1978 году. Основная цель занятий — стимулируя врожденные рефлексы, научить ребёнка к двенадцати месяцам спокойно держаться на воде длительное время, не менее 20–30 минут, нырять на небольшую глубину просто так или за игрушкой, спрыгивать с невысокого бортика в бассейн и не паниковать. Занятия проходят постепенно: сначала малышу объясняют, что сейчас он будет плавать, поддерживая его, опускают в воду. После этапа адаптации к воде, малыша переводят в горизонтальное положение в воде, поддерживая под спину или живот. И постепенно ребёнок совершает плавательные движения и ныряет.
Занятия по Игорю Чарковскому
Кардинально отличается от постепенного приучения малыша к воде, как в первом варианте. В первую очередь занятия были разработаны для недоношенных детей, у которых ослабленный организм. Принцип заключается в том, что ребёнка быстро и резко погружают в воду с головой на несколько секунд, затем достают из воды и сразу погружают снова. Малыш в это время успевает вдохнуть воздух и задерживает дыхание под водой. Автор утверждает, что в то время, когда воздух не поступает в организм, происходит питание мозга в усиленном режиме. Вследствие чего такие упражнения приводят к более быстрому умственному и физическому развитию детей. Длительность одного занятия составляет не менее 30–40 минут.
Занятия по Владимиру Гутерману
Самый популярный комплекс упражнений в воде с новорожденными и детьми до года. Он включает в себя четыре этапа:
первый этап рассчитан на детей до трёх месяцев. Занятия начинаются с массажа, потом гимнастика с имитацией плавания вне бассейна или ванны, потом малыша погружают в бассейн, и гимнастика проходит в воде;
второй этап разработан для детей с трёх до шести месяцев. Детям объясняют, как нужно взаимодействовать с водной средой, поддерживают и показывают упражнения. Все рассчитано на разговоры с ребёнком;
третий этап – с шести до девяти месяцев, во время которого малыши уже самостоятельно совершают плавательные движения и даже ныряют;
четвёртый этап – закрепление навыков. Малыши с девяти месяцев уже могут перемещаться в воде вдоль ванны или детского бассейна. Родители опускают в воду игрушки, и ребёнок ныряет за ними.
Все авторы представляют, в основном, определённый комплекс упражнений для взаимодействия малыша с водой: плескания, проводки на спине и животе, «качели» или «часики», толчки от бортика, «восьмёрки», «торпеда», приучения к погружению в воду (ныряния) и непосредственно сами погружения, имитация стилей плавания руками и ногами, «фонтан» и пузыри.
Популярные зарубежные техники представляют производные из методики физического развития Гленна Домана, которая состоит из системы упражнений и занятий, направленных на развитие двигательных и мануальных навыков, развитие чувства равновесия. Основным открытием Домана, на котором и строится вся его система, стала тесная взаимосвязь между двигательной активностью ребенка и уровнем развития его интеллекта. Чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг. Доман утверждает, что чем раньше ребенок начнет ползать, тем раньше он научится читать, а чем раньше он научится читать, тем легче и быстрее он освоит высшую математику. Поэтому главным правилом всех упражнений является движение – свободное, не ограниченное ни во времени, ни в пространстве. Движение в водной среде – не исключение, а наоборот, информация о разнообразии нашего мира и развитие двигательного умения взаимодействовать с ним. В семь лет рост мозга практически завершен, и к этому возрасту уже фактически предопределено, что будет представлять человек и в физическом, и в интеллектуальном плане. Поэтому каждый родитель, желающий видеть своего ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.
Дуглас Доман – брат Гленна Домана непосредственно работал в направлении популяризации раннего плавания. Его книга «Как научить вашего малыша плавать» рассчитана на широкий круг читателей, а с 2016 года и на русскоязычную аудиторию. Основная мысль - плавание как одно из развивающих направлений ребенка, помогает улучшить координацию движений, умение концентрироваться, способствует развитию интеллекта. Книга Домана – простое и понятное руководство для родителей, желающих помочь своим детям приобрести базовые навыки плавания. Контроль дыхания, слаженная работа ногами, способность погружаться под воду – базовые навыки, которым надо обучить ребёнка, для того чтобы в дальнейшем обладать правильной техникой плавания.
Последовательница Гленна Домана – Сесиль Лупан считает, что только получая информацию, мозг ребенка учится работать: анализировать, размышлять, а значит, развиваться. Программа Сесиль Лупан предполагает развитие ребенка первого года жизни по четырем основным направлениям: положительное самосознание ребенка, двигательная активность, развитие пяти чувств и формирование основ речи. В двигательной активности малыша в водной среде Сесиль Лупан – придерживается «первооткрывателей» раннего плавания австралийцев Тиммерманс. В книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» представлен ее личный опыт развития и воспитания ребенка от 0 до 3 лет, в том числе и занятия по раннему плаванию.
Более современные подходы к раннему плаванию за рубежом представлены понятиями:
"ISR - Infant Swimming Resource" (детский плавательный ресурс). Уроки плавания по выживанию и самоспасению в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. В занятиях с детьми до года основное внимание уделяется стимулированию рефлекса переворачивания на спину в дрейф, чтобы отдыхать и дышать, и быть в состоянии поддерживать эту спасительную позицию до тех пор, пока не прибудет помощь.
Watsu – это телесно-ориентированная терапия с элементами японского массажа шиатсу в теплой воде (33-35 градусов), без воздействия силы гравитации. Шиатсу (ши – пальцы, атсу – надавливание) – японская терапия, метод надавливания пальцами и ладонями. Взаимодействие с водной средой здесь представлено с малышами от 0 до 3-х месяцев через мягкую работу с телом в целом, через активное движение ребёнка и сенсорную интеграцию. Многие называют этот подход терапевтическим. Основатель такого подхода – Франсуаза Фридман – директор Birthlight, медицинский антрополог, исследователь и преподаватель кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа. Используя свой опыт преподавания йоги, йога-терапевтические практики и знания, Франсуаза разработала комплекс движений и практик для расслабления, в том числе, и в водной среде, с помощью удобных поддержек для малышей.
Можно сказать, что основная теория представлена. Теперь давайте вернемся к началу. Так все же, что делают малыши в бассейнах по грудничковому плаванию или, точнее сказать, что делают с малышами в бассейнах по грудничковому плаванию? Здесь, также как во всей нашей сегодняшней теме, однозначного ответа нет. Всё зависит от понимания тренерским составом вышесказанного.
Да, комплекс упражнений раннего плавания стимулирует врожденные рефлексы, которые, по сути, должны угаснуть. Но, представляя малышу разнообразные формы взаимодействия с водной средой, данные упражнения, несомненно, развивают его двигательную активность, что положительно влияет на дальнейшее физическое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Да, постоянно стимулируемый брыкательный рефлекс, может надолго, а то и навсегда закрепиться в плавательных навыках ребенка. В этом случае инструктор по грудничковому плаванию должен постоянно помнить о том, что брыкательные движения надо изначально минимизировать и обучать ребенка (а в данном случае, именно обучать, не опираясь на рефлексы) правильному горизонтальному положению тела в воде, скоординированной работе ног, потом рук, а потом их вместе.
Помимо кратковременного безусловного «плавательного» рефлекса, на основе которого не закрепляется личный опыт ребенка – условные рефлексы, в водной среде можно и необходимо стимулировать врожденные рефлексы – базовые для будущих сложных приобретённых рефлексов, например, хватательный рефлекс (переходящий в держание предметов), шаговый и «стоп»-рефлексы (для формирования правильной осанки и привыкания к вертикальному положению тела в пространстве), рефлекс ползания (для укрепления мышц спины).
Формирование условных рефлексов напрямую связано с дальнейшим развитием и созреванием мозга ребенка. И, если мы говорим о плавании, вместо врожденных рефлексов в возрасте 3-4 года у ребенка должны начинать работать приобретённые – осознанное ныряние с умением контролировать вдох-выдох не на рефлекторном, а сознательном уровне; умение горизонтально держать тело в воде – единственно правильная позиция для плавания, а это, в свою очередь, осознанное чувство балансирования; осознанный контроль за сложно скоординированными движениями рук и ног при различных видах плавания. Только в этом случае, на наш взгляд, имеет смысл раннее плавание для ребёнка в бассейне.
В конце разговора, хочу отметить, что направление раннего плавания не стоит на месте, постоянно развивается. Сегодня плавание для детей раннего возраста необыкновенно популярно! Родители занимаются со своими малышами в домашней ванной и приводят их в бассейн для занятий с инструктором. Практический опыт обобщается, формулируются новые теоретические выкладки, в том числе и в формировании методики раннего плавания.