Найти тему
Не раз очарованный странник

Почему главная христианская святыня разочаровывает. Храм Гроба Господня

Есть такое слово – "прозелитизм". Оно обозначает стремление обратить в собственную веру. И наблюдая за комментариями некоторых моих читателей, я понимаю, что христиане (как и мусульмане и иудеи) часто переходит за те грани, в рамках которых учит находиться их религия.

Бог есть мир и любовь. Так говорят верующие. Но стоит только проявить сомнение в догматах, и тебя тут же начнут оскорблять, угрожать и ненавидеть. Отличный пример тому – храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Купол над местом погребения Иисуса
Купол над местом погребения Иисуса

Когда я побывал в этом месте, то вместо благоговейного трепета испытал чувство горечи и разочарования. Судите сами.

Этот храм воздвигнут на месте, где по преданию был распят и после похоронен Иисус Христос, и где он воскрес. Почему я написал "по преданию"? Потому это место определила императрица Елена, мать императора Константина Великого, которая приехала в Иерусалим, обретать святыни. Случилось это через триста лет после распятия Спасителя, и я не очень верю, в историчность и точность археологических методов, которыми пользовалась императрица. Она быстро определила с точностью до метра места, где родился Иисус, где жил, где был распят, и где был погребён. Очень сомневаюсь, что в стране, где христианства как религии не существовало, традиция сохранила точное положение мест, и пронесла их через три века.

-2

Но это дело каждого. Кто-то, как я может сомневаться, кто-то верит искренно. Тем более удивительно, что те, кто верит в то, Иисус Христос был сыном Божьим и принимают храм Гроба Господня как место, где он был распят и воскрес, демонстрируют такую нетерпимость по отношению друг к другу.

Сейчас храм принадлежит сразу шести церковным конфессиям: православной, католической, сирийской, коптской, эфиопской, армянской. Братья во Христе настолько "любят" друг друга, что хранить ключи от храма и право открывать и закрывать храм отдали арабским семьям, лишь бы они не достались братьям по вере.

На всё это печально взирает Иисус
На всё это печально взирает Иисус

В самом храме тоже чувствуется разлад. Место, где стоял крест, принадлежит православным. Оно богато украшено. Место, где Иисуса пригвождали к кресту – Алтарь Гвоздей, находится слева, и принадлежит католикам. Оно тоже богато украшено.

А вот справа находится часть, принадлежащая сирийской церкви. И она, в сравнении с православной и католической частями, выглядит плачевно. Удивляет, что братья из одной конфессии не смогли помочь другим привести в порядок их общий храм. Наоборот – различия противопоставлены и выставлены напоказ. Чтобы прихожане видели, "кто в доме хозяин". Ну, разве не тщеславие?

Весь храм до метра поделен между конфессиями. А недвижимая лестница – символ того, что никто ничего не имеет права делать, пока не получит согласие от всех конфессий. Так, например, конфликт между коптской и эфиопскими церквями делает невозможным реставрацию крыши.

Возле правого окна видно недвижимую лестницу
Возле правого окна видно недвижимую лестницу

По логике, в таком храме должны служить только самые одухотворённые и просветлённые монахи, понимающие дух веры, и заслужившие такую великую честь – служить в храме Гроба Господня.

Как бы не так. Драки и конфликты – обычное дело духовной братии. Некоторые места храма являются общими и службы там расписаны по минутам, не дай Бог, если кто-то задержится – тут же вспыхивает конфликт.

Один священник сказал мне как-то: "Наш отец – Бог, а наша мать – Церковь". И глядя на чад, рождённых этой матерью, которые разъезжают на лимузинах и яхтах, носят золотые украшения пока где-то голодают дети, и устраивают драки в святынях, мне не хочется иметь с ними общую мать.

Выслушав рассказ гида о том, как устроен храм и что в нём происходит, я вышел смущённый. Этого просто не должно быть. И как символ гротеска подобной ситуации, когда главная святыня, словно пирог порезана на ломти, за которые дерутся верующие, над выходом из храма меня встретил вознёсшийся к потолку Винни Пух.

-5

Простите ради Бога те, кто почувствовал в этом месте святость. Я её не почувствовал. Всё внутри храма говорит о разладе внутри христианства, и этот разлад выставлен напоказ, без всякого стеснения.

Желал ли Иисус того, чтобы его ученики обособились в группы и били друг друга, доказывая, что они поняли учителя лучше, чем все прочие? Сомневаюсь...

Ну, и видео в тему, чтобы не быть голословным.

Вот такие мысли. Не удивлюсь, если мне опять накидают яростных комментариев и начнут хамить. Прозелитизм дело такое.. :)

Ставьте лайк, если согласны и было интересно почитать. И не забывайте подписаться, чтобы не пропускать новые посты.

Вас также может заинтересовать очерк о том, что находится внутри собора Василия Блаженного, пожалуй, главного архитектурного символа нашей страны.

-6