Для будущих студентов, а также их родителей
Моя дочь хорошо училась в школе, но высшее образование получать не стала. Дважды поступала в университет «на бюджет», и дважды бросала учебу на первом курсе. Причем второй раз после сданной «на отлично» сессии. Ни я, ни ее отец не смогли убедить дочь, что высшее образование ей нужно.
- Зачем? - спрашивает она. - Для «корочки»? Большинство моих знакомых, имеющих высшее образование, работают продавцами и официантами. Какой смысл был в их учебе?
И с этим аргументом сложно спорить. Хотя я по-прежнему убеждена, что дочь много потеряла, бросив учебу. Но как ей это объяснить? И в принципе, для чего нужно высшее образование современному молодому человеку, когда к его услугам интернет, поисковые системы и Википедия, где можно быстро найти ответ на любой вопрос? Может быть, дочь права, и серьезное базовое образование сегодня нужно далеко не всем?
Убеждена, что этими вопросами задаются многие современные родители и их взрослеющие дети.
Общеизвестны примеры блестящих карьер и гениальных открытий, совершенных людьми или вообще не имеющими высшего образования, или плохо учившихся. Лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин был второгодником. Автор теории относительности Альберт Эйнштейн плохо учился в средней школе, где слыл лентяем, а в Высшую техническую школу в Цюрихе смог поступить лишь со второй попытки. Максим Горький и вовсе имел два класса образования, что не помешало ему стать всемирно известным писателем. Французский химик Луи Пастер, более всего известный созданием вакцин против бешенства и сибирской язвы, не имел ни медицинского, ни биологического образования. Билл Гейтс - один из основателей компании Microsoft – был отчислен из Гарварда и так и не получил высшего образования, что не помешало ему занять место среди самых известных и богатых людей мира. И таких примеров можно привести еще много. Все они наводят на мысль, что образование само по себе не является необходимым и достаточным условием для построения карьеры и достижения материального благополучия. Видимо, для этого нужны еще какие-то личностные качества. Хотя, все же необходимо признать, что такие примеры единичны и свидетельствуют скорее о неординарности этих избранных личностей, а не об общей тенденции.
В таком случае, закономерен вопрос, залогом чего является высшее образование? Что такого оно дает обычному человеку со средними способностями, как повышает качество его жизни (или, наоборот, ничего не дает и не повышает)?
Как ни странно, но высшее образование дает людям важные, но не очевидные с первого взгляда преимущества. Многочисленные исследования ученых разных стран, проведенные за несколько последних десятилетий, доказывают, что люди с высшим образованием живут дольше (в среднем на 9 лет), меньше страдают от старческого слабоумия, ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний, чем те, кто не имеет высшего образования. Исследователи связывают это с влиянием образования на развитие когнитивных (познавательных) способностей, что, в свою очередь, повышает качество жизни человека во всех ее проявлениях.
Большой объем статистических данных о влиянии образования на жизнь человека, полученных современными исследователями, во многом перекликается с теорией американского психолога Джорджа Келли о важности познавательных способностей личности, изложенной им в двухтомной работе «Психология личных конструктов», впервые опубликованной в 1955 году. Суть его идеи, революционной в свое время, заключалась в том, что каждый человек – это не подчиняющийся инстинктам и внешним воздействиям субъект, а сознательный исследователь, который на основе своего предшествующего опыта (личный конструкт) создает картину мира, воспринимает взаимоотношения людей, прослеживает причинно-следственные связи между событиями, определяет ценности, формирует образ своего «я», регулирует личное поведение, планирует, что произойдет в будущем. Таким образом, поведение человека зависит не только от поступающей извне информации, но и от внутренних познавательных структур и знаний, полученных в ходе обучения и размышлений.
Рассмотрим подробнее когнитивные способности человека и то, как образование влияет на их развитие.
Так, малообразованный человек с неразвитыми когнитивными способностями воспринимает действительность упрощено и одномерно. Его личностные когнитивные структуры конкретны, линейны, а мир он воспринимает как ряд разнородных предметов, испытывая трудности с обобщениями и абстрактными категориями. Применительно к поведению человека это означает, что люди с низкими когнитивными способностями действуют стереотипно, склонны к неопределенным обобщениям, не способны гибко реагировать на изменения ситуации. Такие люди пассивны. Их когнитивные структуры закрыты, вследствие чего человек не корректирует свои взгляды и убеждения под влиянием новой информации.
И наоборот, чем обширнее знания человека, тем более дифференцирована его оценка действительности, тем точнее он оценивает события и людей, тем более гибок в своем поведении, тем выше его уровень активности. Абстрактные когнитивные структуры предполагают, что знания имеют иерархическое строение, поэтому в ходе мышления и действия их носитель способен отрываться от образов восприятия и оперировать общими понятиями и категориями. Кроме того, при усложнении ситуации у широко образованных людей темп переработки информации будет возрастать гораздо быстрее, чем у тех, кто менее образован.
Таким образом, уровень образования непосредственно влияет на способность человека ориентироваться во внешнем мире, адекватно оценивать значимость вещей и событий, лучше понимать себя, свои компетенции, мотивацию и эмоциональную зрелость. Это особенно важно в современном мире, где на нас обрушиваются огромные потоки разнообразной информации, для упорядочивания которой надо уметь критически мыслить и анализировать.
Возвращаясь к аргументу моей дочери, считающей высшее образование лишней тратой времени, я могу с убежденностью ответить, что смысл в учебе ее сверстников был, даже если они не сразу смогли найти работу по полученной профессии и монетизировать потраченные на учебу годы, силы и средства. Важнейший смысл высшего образования состоит в развитии личности, в расширении границ своих возможностей и повышении уровня своей компетенции. Образование не равно сумме знаний и навыков, оно меняет способ мышления человека, раздвигает горизонт его кругозора, помогает стать более обучаемым, более приспособленным к современному миру. Оно дает перспективу. А у того, кто не захотел получать высшее образование, работа официантом или продавцом останется «потолком» возможностей. За редким исключением. Но Билл Гейтс и тем более Альберт Эйнштейн рождаются примерно раз в 100 лет.
Римма Поляк
* Авторский вариант статьи, написанной по заказу компании «Адепт».