Дата просмотра: 13.04.2019
Где смотрел: Домашний прокат
Язык просмотра - русский
Скачано в любимом магазине Блу-рэй дисков
У эстрадного юмориста Бориса Аркадьева в жизни все хорошо: счастливая семья, обожание миллионов, очередь поклонниц и благосклонность властей. Но комику не дает покоя несвобода и внешняя, и внутренняя: чем громче его успех на сцене, тем сильнее в нем назревает протест. И вот уже самый смешной становится слишком опасным. (офиц описание)
Говоря про Юмориста, нельзя не обойти его провальную маркетинговую компанию. Идов хотел заставить людей 15-25 лети пойти смотреть фильм про юмориста в эпоху застоя, как ему не давали писать шуточки про «мамку» и вообще душила и гнобила власть. Представить, что это может заинтересовать именно молодежь очень странная мысль. Ну или даже если заинтересует, фильм просто будет "куплен" и посмотрен в домашнем прокате. У многих возраста 15-25 людей позиция: «Я никогда не пойду на русские фильмы в кино». Слишком уж часто зрители разочаровывались поделками русских мастеров. И вот, Идов решил представить молодому поколению якобы «агитку» про советские времена, этакий аналог 1984. Купил рекламу у Урганта, Дудя (дав ему тоскливое интервью), у Поперечного (вместо Жванецкого, с кого очевидно был списан герой, тот сделал подкаст с Хазановым), заказал песню у Фейса (которая очень хороша, но почему-то звучит только в титрах. Надо было бить по проверенной методе, закупать там, где аудитория 45+. В новостях, в одноклассниках, у Познера, Малахова и т.д. Метод работает. Викинг, Т-34, Елки, Самый лучший день и миллион новогодних и не очень фильмов подтвердят.
Тем более, "Юморист" снят довольно аккуратно, никого особо не обижает, даже СССР. Легко можно представить на Первом канале, как ностальгию по тем временам, со всеми тяготами и достоинствами, и народ бы повалил на фильм. Но к сожалению, маркетологи решили иначе. И в итоге не отбили даже копеечный бюджет в 1,5 миллиона американских гривень.
Почему-то почти все шутки вертелись вокруг евреев. Очень странно для меня, хотя возможно в те времена они волновали людей больше всего.
"Юморист" оказался очень неплохим фильмом, но гораздо хуже, чем его показывали в трейлере. По-трейлеру казалось, что будет напряженный, полный сатиры и моральных страданий фильм (ну и как обычно у нас любят рассказали весь фильм в трейлере) . Было бы очень круто вставить шлягер Фейса (песня Юморист) в сам фильм. Чтобы получились этакие "Стиляги". Герой например идет по бункеру Байконура в сопровождении КГБ, кажется на расстрел, и играет песня Фейса. Было бы очень круто. Американцы например смело вставляют реп и современные песни в фильмы про старые времена, и смотрится почти всегда выигрышно.
Писали, что там негде смеяться, но тоже не так, как минимум пару раз я посмеялся.
Хотелось бы увидеть больше постмодерна, увидеть мнение режиссера и авторов, их манифест, а не просто снимок эпохи. Снимок эпохи я могу и в Смехопанораме посмотреть, или почитать в мемуарах тех же юмористов, или на канале Ностальгия, да в конце концов, поспрашивать родственников. Фильму не хватает яркого позиции авторов, актеров, которое можно бы было обсудить.
Для меня, совершенно непонятны возможные сравнения Идова, что очевидно по сцене после титров , так и многих критиков: "дескать показано, что одни и те же эпохи, времена не изменились, скоро наш ждет та же судьба и вообще 1937 год" (сборный образ леволиберальных комментариев). Если авторы, так видят то время, и допустим, что оно так и было (я не жил в сознательном возрасте, не могу судить), то четко видно, что сейчас совершенно другое время, гораздо более свободное, лучшее и т.д. Почти ни одну сцену из данного фильма, кроме факта принятия алкоголя, невозможно представить в наше время Интернета, постиронии и постправды.
«Юморист» - фильм о кризисе среднего возраста в СССР, который герой глушит алкоголизмом. Он уже близок к крайней степени алкоголизма, страдает половой дисфункцией, и его якобы угнетает жизнь, цензура, и то, что он не Салтыков-Щедрин, а очень уж хочется. Он циник, язва и маргинал. Схема стандартная, не вызывает никакого удивления. В «Москве слезам не верит» более менее показано тоже самое, но гораздо глубже и интереснее. Причем, если сменить действие на Америку, то Юморист получится как пол-сезона «Калифрении» (Californication) в виде фильма. Хэнк Муди страдал почти тем же самым, только с половой жизнью было получше (хотя...) . Или, если вы смотрели сериал «ЛУИ» с великим Луи Си Кеем, то они тоже эмоционально близки, тоже наполнен болью, страданием, и тоски. Невзирая на место жизни и эпоху, проблемы у людей одинаковы. Можно в принципе провести линию Луи-Калифрения-Юморист. Схему «терпилы» понимаешь примерно после 20 минут, и далее , представляю чем все кончится, и смотришь на отличную игру актеров и на отличные диалоги и сценарий.
Слоган фильма: "Шути. Пока можно." - совершенно не соответствует фильму, исходя из его сути. Но очень уж красиво звучит.
Борис Агранович просто великолепен в данном фильме, как и в целом все актеры. Работа операторов и саудтрек тоже очень хороши. Планы в стиле «Тарковского» из старых фильмов из 80-х, такая космическая музыка вызывают правильное настроение и передают задумку авторов.
Очень неплохо написаны диалоги и сценарий сцен, что необычно для русских фильмов. Сценарий на всех уровнях не вызывает особо никаких претензий. Все эти аллюзии на общение с богом-космонавтом, на свержение власти словом и смехом в бане сняты напряженно, и не «в лоб». В некоторых сценах и диалогах вспоминаешь даже свое детство, хотя у меня оно прошло уже в 90-е в , некоторые шутки в своем окружении я слышал.
Итого: 7/10 Юморист очень неплохой фильм, с недостатком личной позиции автора, но не настолько напряженный как трейлер. Потраченного времени стоит, но не более.
Плюсы:
+ Отличный монтаж, сценарий, подбор актеров.
+ Неплохой слепок эпохи
Минусы:
- Недостаток личной позиции авторов. Нет яркого высказывания и манифеста. Приходится разбираться в оттенках серого.
- Нет катерсиса у главного героя. Все проходит на одном уровне и предсказуемо.
- Разочаровывающая сцена после титров