Привет, это Никита Белоголовцев. Сегодня я расскажу о своих любимых фильмах про спорт. Как я уже писал, хороших спортивных фильмов совсем мало, но всё-таки они есть. Каждый из фильмов в списке я смотрел, как минимум, пару раз, так что почти уверен, что вы не зря потратите пару часов своего времени.
«Белые не умеют прыгать»
White Men Can't Jump, 1992
Этот фильм был снят аж 27 лет назад: когда Вуди Харрельсон ещё ни разу не номинировался на Оскар, а Весли Снайпс не стал раз и навсегда Блейдом. Даже в название фильма тогда можно было вынести шутку на расовой почве и не трястись за дальнейшую карьеру.
Это совсем простое, очень смешное и при этом невероятно честное кино. Сидни (Весли Снайпс) и Билли (Вуди Харрельсон) настолько беззаветно любят баскетбол, в который они играют на уличных площадках Лос-Анджелеса, что всё остальное уходит даже не на второй, а куда-то на четвёртый план. Как отдать долг бандитам, как уехать из неблагополучного района, как убедить любимую девушку остаться с тобой — это всё пустое. Потому что в мире есть только один по-настоящему важный вопрос: сможет ли белый хоть раз в жизни выпрыгнуть и от души вколотить сверху.
«Человек, который изменил всё»
Moneyball, 2011
Спортивный фильм, который проще всего продать вашей девушке. Смотрите, там Бред Питт (кому-то хватит и этого), и он:
1. Берёт себе в помощники добродушного ботаника-толстяка, которому весь фильм хочется сделать «ути-пути, мой пухленький»
2. Героически делает то, чего никто до него не делал
3. Ещё и успевает в перерывах строить отношения с дочерью-подростком, которая осталась у матери после развода
Кроме того, этот фильм - лучший ликбез по устройству американского спорта. В нём всё: сложные экономические модели и правила, всеобщее помешательство на статистике и непривычная для европейца система, в которой тренер практически ничего в команде не решает. А ещё американские спортивные журналисты очень любят термин «наследие». Так вот — это фильм о наследии.
«Каждое воскресенье»
Any Given Sunday, 1999
Тут всё предельно просто. Если завтра на землю прилетят инопланетяне и скажут вам:
Обитатель Солнечной системы! Мы пролетели сотни килопарсеков с важнейшей миссией - наша планета умрёт, если мы не научимся снимать фильмы о спорте. У нас осталось всего 162 минуты, и нам нужно будет возвратиться домой. Что нам делать?
Можете просто сказать им два слова "Каждое воскресенье" (ну или три, если будете говорить с пришельцами по-английски). Это самый спортивный фильм из всех, что есть в списке. Это не кино про тюрьму или бедные кварталы. Не про расовую дискриминацию или Бреда Питта. Только спорт. И, конечно, про всё, что его окружает.
Даже если вам будет жалко двух с половиной часов на весь фильм, потратьте хотя бы пять минут на речь Тони Д'Амато (Аль Пачино), потому что она великая. Знаю, что звучит пафосно, но что тут поделать. Правда, великая речь.
«Костолом»
Mean Machine, 2001
Не понимаю, почему российские спортивные медиа не выпустили текст «Объясняем дело Кокорина и Мамаева на гифках из фильма "Костолом"». Весь простой сюжет картины описывается одной фразой, которую криминальный авторитет Сайкс произносит бывшему капитану сборной Англии Дэнни Миэну (Винни Джонс): «У тебя было всё, но ты всё просрал». Всё, что когда-то было вернуть уже не получится, но можно прекратить проигрывать самому себе.
На коробке кассеты с «Костоломом» было написано расплывчатое «от продюсеров Гая Ричи». И пускай фильм снят настолько дёшево, что в паре сцен в кадре торчат микрофоны, гаеричевского в нём действительно много. Например, Винни Джонс. Вы, скорее всего, не знали, но до "Карт, денег и двух стволов" Джонс профессионально играл в футбол. И не просто играл, а выигрывал Кубок Англии, сыграл девять матчей за сборную Уэльса и даже сыграл сезон за «Челси» (тогда тот, правда, был ещё другим «Челси»). У игрока Джонса была кличка «Секира», так что «Костолом» - это даже что-то не лишённое биографичности.
«Боец»
The Fighter, 2010
Бутерброд всегда падает маслом вниз, а в фильмах про бои всегда должна быть сцена, где главного героя избивают до полусмерти. Но он терпит, потом снова терпит, а когда мы уже устаём терпеть, выигрывает бой тем-самым-ударом. Многие до сих пор уверены, что снимать бойцовские фильмы без таких сцен запрещено на законодательном уровне.
Такая сцена в «Бойце», разумеется, тоже есть. Но и пара нюансов, которые всё меняют. Во-первых, это совсем не финал фильма, что рушит привычный роккиобразный канон. А, во-вторых, это не выдуманная сцена. Для сцены из фильма, где экранный Микки Уорд (Марк Уолберг) боксирует с Альфонсо Санчесом были использованы куски звуковой дорожки из реального боя этих боксёров. Фактически внутри художественного фильма оказался переснятый максимально близко к оригиналу реальный бой. Подобное внимание к деталям по-настоящему завораживает.
А ещё там есть Кристиан Бэйл. У него получился настолько мощный персонаж, что он практически угнал этот фильм. Но Микки Уорд (и экранный, и реальный) вытягивал самые нелогичные и обречённые бои. Вытянул и этот.
Бонус: «Космический джем»
Space Jam, 1996
На этом фильме (или мультфильме) выросло поколение. Слова «Космический джем» и «культовый» можно употреблять в одном предложении и не чувствовать угрызений совести. Единственное, что пугает в таких случаях: что через десять лет ты пересмотришь это и грустно скажешь «да, тогда выглядело гораздо круче». Так вот, знаете, я недавно пересмотрел с детьми. И теперь боюсь только, что продолжение с Леброном Джеймсом будет гораздо хуже.
Были где-то очень близко, но всё-таки не вошли:
🏀 «Тренер Картер» (Coach Carter, 2005)
⛹️♂️ «Игра по чужим правилам» (Glory Road, 2006)
🏈 «Мы одна команда» (We Are Marshall, 2006)
🏆 «Вспоминая Титанов» (Remember the Titans, 2000)
Ещё мой друг Арсений, когда я публиковал этот список в фейсбуке, спросил: «а как же "Рокки"?». Так вот, «Рокки» в списке лучших спортивных мультфильмов вместе с «Шайбу! Шайбу!» и «Как казаки в футбол играли».
Подписывайтесь на блог и смотрите хорошие фильмы. Удачного дня!