Разработка боевого лазера авиационного базирования «А-60» началась в СССР в 1973 году, за 35 лет до появления аналогичного самолёта США. Самолёт с лазерной установкой может применяться для уничтожения летящей ядерной боеголовки, ликвидации спутников на околоземной орбите, при проведении антитеррористических операций.
Работу над лазерной установкой вёл Таганрогский завод имени Бериева совместно с НПО «Алмаз». В качестве самолёта-носителя был выбран Ил-76МД — модификация знаменитого Ил-76, обладающая грузоподъёмностью в 48 тонн.
В передней части самолёта была установлена наводящая антенна, а в верхней части фюзеляжа располагался большой люк, из которого выдвигался боевой лазер непосредственно при проведении боевой задачи, дабы не нарушать аэродинамических качеств самолёта при взлёте или посадке.
Четырёхместный самолёт массой до 180 тонн составлял в длину почти 47 метров. Он оснащался четырьмя реверсивными турбореактивными двигателями «Д-30КП», обеспечивающими общую тягу в 48 тонн. Он был способен к полёту на высотах до 14 километров при скорости до 850 км/ч. Максимальная дальность полёта превышала 8 тысяч километров. Газовый лазер обладал невероятной мощностью в один мегаватт, поэтому для питания всей системы на самолёт устанавливались два турбинных генератора общей мощностью 4,2 мегаватта.
Первый экспериментальный самолёт под названием «1А» испытывался, начиная с 1981 года. Однако в 1989 году из-за досадной ошибки обслуживающих его техников, на борту стоящего на аэродроме самолёта возникло КЗ, вследствие чего он сгорел.
Уже через два года был изготовлен новый самолёт «1А2», но после распада СССР его полёты прекратились. Лишь в середине 2000-х годов работы по комплексу возобновились. Скорее всего, решение было принято после успешного полёта Boeing YAL-1 — американского самолёта с лазерным комплексом . В 2015 году в России был изготовлен третий экземпляр на базе Ил-76МД-90А, первый полёт которого состоялся в конце 2016 года. Сейчас ведётся работа по дальнейшему развитию авиационных лазерных установок.