22 подписчика

Саврасов: не только "Грачи", но и архитектура

Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878

Вообще-то, конечно, А.К. Саврасов рисовал природу, но и архитектурные элементы он туда тоже иногда включал. Как правило, на дальнем плане, как часть часть русских просторов (в общем-то, даже на тех же "Грачах" виднеется церковь). Так чтобы прямо крупным планом, как на заглавном рисунке - это скорее исключение, чем правило, но всё равно это довольно интересная сторона творчества художника, с которой интересно познакомиться.

Итак, известные места , на которые было бы любопытно взглянуть.

Москва (яркие краски раннего творчества):

Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И. Д. Лужина близ станции Влахернская). 1850
Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И. Д. Лужина близ станции Влахернская). 1850
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851
Москва (из раннего творчества. 1873)
Москва (из раннего творчества. 1873)

Москва, более поздняя живопись:

Вид на Московский Кремль. Весна. 1873
Вид на Московский Кремль. Весна. 1873
Сухарева башня. 1872
Сухарева башня. 1872

Ночная Москва, чисто архитектура:

Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878
Церковь Ильи Обыденного в Москве. 1882
Церковь Ильи Обыденного в Москве. 1882

Нижний Новгород, Печерский монастырь. Несколько вариантов:

Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871

Село Болгары. Первое - весьма несвойственная для А.К. Соврасова взглянуть на пейзаж через своеобразную, созданную природой "раму":

Село Болгары. 1872
Село Болгары. 1872
Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты. 1872-1874
Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты. 1872-1874

Саввинская слобода. Очерковый вариант того времени, когда художник рисовал и сразу выменивал картину на что-то, что ему срочно было нужно.

Саввинская слобода. 1880-1890-е
Саввинская слобода. 1880-1890-е

Ещё одна картина, где акцент делает на архитектуру:

У ворот монастыря. 1875
У ворот монастыря. 1875

Несколько сельских видов:

Пейзаж с хутором у озера. 1880-1890-е
Пейзаж с хутором у озера. 1880-1890-е
Сельский вид. 1890-е
Сельский вид. 1890-е
Сельский вид
Сельский вид
Пейзаж с избушкой. 1866
Пейзаж с избушкой. 1866

И ещё несколько пейзажей, где постройки воспринимаются уже как его часть:

У колодца. Около 1868
У колодца. Около 1868
Пейзаж с церковью. 1885
Пейзаж с церковью. 1885
Перед грозой. 1850
Перед грозой. 1850

И, наверное, совершенно отдельным пунктом стоит добавить Могилу дочери художника. И не буду её никак комментировать, потому что у каждого человека свой способ справиться с настигшей его бедой.

Могила. 1884
Могила. 1884