Найти тему
Человек постмодерна

Как мы учимся различать добро и зло?

Понятия о добре и зле закладываются у нас еще в детстве. Будучи ребенком мы учимся ощущать это различие прежде, чем будем делать это посредством разума. Такие оценки что плохо или хорошо, формируются в результате реакций со стороны близких нам людей. Ребенку достаточно одобрительного или неодобрительного выражения лица матери, чтобы отличить плохое от хорошего. Хорошее – это то, за что награждают, а плохое то, за что наказывают. Мотив для этической оценки служит страх неодобрения или же наоборот, потребность в одобрении. Такое давление почти всегда мешает и ребенку и взрослому понять – хорошее это хорошо для него самого или же для авторитетной личности. Что для человека является критерием хорошего? Например, если кто-то говорит, что вот та именно машина хорошая, значит он оценивает в ней те вещи, которые полезны для него. Вещь хороша, если она хороша для человека, который ей пользуется. То же самое можно применить и к человеку. Работодатель полагает что его работник хорош, потому что он ему полезен. Ученик для учителя хороший если он все понимает и не дебоширит. Так же и ребенок для родителя хороший, если он слушается и все понимает. Из этого выходит, что «хороший» ребенок, он может быть запуганным и неуверенным, который хочет лишь угодить своим родителям. А «плохой» наоборот будет обладать своей волей, только вот его интересы не совсем будут совпадать с интересами родителей. Так рождается подмена понятий. Получается главная добродетель – послушание, а грех – непослушание. Так и в Ветхом Завете, главным грехом Адама и Евы является ослушание Бога, потому что вкусили с древа познания добра и зла. Но дело еще и в самом значении слова – добродетель. В разные времена его определяли по-иному. Аристотель писал, что добродетель — это совершенство деятельности человека. Парацельс считал, что добродетель — это внутренняя способность каждой вещи, ее индивидуальная черта. Главная добродетель человека — это его уникальная индивидуальность. Но позже значение добродетели приобрело противоположный характер. Быть добродетельным, стало быть послушным и подавливать свою индивидуальность, а не раскрывать ее.

Устойчивые понятия у взрослого человека о добре и зле, исходя из выше сказанного, в большинстве случаев окажутся не истинными. Такие сложные понятия нужно пересматривать постоянно в согласии с собой, проводя самоанализ. Но это не говорит о том, что рассмотрение таким образом понятий добра и зла рождает в человеке эгоизм. Главной же особенностью человека в обретении себя и в счастье - в родстве и любви с другими людьми. Любовь – что нисходит на человека это не долг, а его сила, благодаря которой он делает мир настоящим.