Ввиду отсутствия государственных архивов Абудди Абу Жауде, по крупицам собирает и хранит наследие ливанского кинематографа.
В Бейруте, в районе Хамра, в подвале жилого дома, за бесконечными стеллажами с книгами на арабском языке, таится маленькая темная комнатушка — усыпальница старого кинематографа. Аккуратные стопки постеров, фотографии актеров и яркие плакаты, не оставляющие и сантиметра свободного места на стене, все это одна из самых больших коллекций атрибутики кино в арабском мире.
Эта сокровищница — результат труда всего лишь одного человека. Абудди Абу Жауде является ходячей энциклопедией кино, свою коллекцию он начал собирать в возрасте 15 лет.
В декабре 2015 года вышла его книга "Tonight" - подробный путеводитель по фильмам снятым в Ливане в период 1929-1979гг, история рассказанная постерами, фотографиями и статьями. Книга это кристаллизация многолетнего опыта коллекционирования и создания архива ливанского кинематографа.
В офисе своей издательской компании "Аль-Фурат", скромно одетый, с очками на шее, Абу Жауде кивком головы указывает на постер. Плакат отпечатан в Каире в далеком 1940г и посвящен фильму "Багдадский вор" режиссера Майкла Пауэлла. "Это первый фильм снятый с использованием технологии синего экрана (прародителя хромокея) и лента была настолько популярна во всем мире, и в арабских странах, в частности, что не сходила с экранов целых 30 лет", - говорит Абу с сияющим лицом.
На другой стене висит плакат к американскому фильму "24 часа для убийства" 1965 года. На нем изображен пилот целящийся из пистолета в некоего злодея, а на заднем фоне изображена египетская легенда танцев живота Надя Гамаль. "Здесь было снято порядка 25 французских, британских и американских кинокартин в 60-х и 70-х гг. - рассказывает Абу. - По большей части, это, конечно, фильмы категории B, иногда даже C и D".
На других плакатах были иконы арабской музыки — Файруз, Сабах, Соад Хосни, Фарид Аль-Атраш — чьи имена ярко вспыхнули среди других звезд на небосводе кинематографа.
В возрасте 15 лет Абу Жауде начал собирать плакаты своих любимых актеров, таких как Клинт Иствуд и Стив Маккуин, вскоре добавив фильмы с участием знаковых арабских певцов. Его коллекция в настоящее время насчитывает около 20 000 артефактов и проливает свет на наследие кино арабского мира при помощи плакатов из Леванта и Северной Африки, фотографий со съемочных площадок и арабских киножурналов.
Хотя телевизионные сети, такие как ART, Sabbah Brothers и Rotana, владеют правами на многие старые арабские фильмы, некоторые кинопленки были потеряны или уничтожены во время 15-летней гражданской войны в Ливане и из-за отсутствия полноценных архивов. В некоторых случаях единственным доказательством существования фильма является плакат, который когда-то висел в фойе кинотеатра.
“Были некоторые ливанские и арабские фильмы, о которых я не мог найти никакой информации. Архивов не существовало, поэтому 10 лет назад я начал их создавать”, - говорит Абу Жауде.
Обнаружив, что записи о фильмах, снятых в Ливане, в Министерстве культуры и других учреждениях, были не только неполными, но и “неточными”, Абу Жауде принял решение восполнить пробелы, сделав это миссией своей жизни.
"Книга важна, потому что она сделана с профессионализмом, и все выпущенные фильмы в ней упомянуты. Абу Жауде хотел быть как можно более исчерпывающим, - говорит Антуан Халифе, руководитель Арабской программы на Международном кинофестивале в Дубае и специальный советник и продюсер компании ART. - Книга Абу придется по вкусу киноманам, любителям кино и просто широкой аудитории".
Винтажная коллекция постеров
На одной из стен кабинета Абу висит плакат к фильму 1938 года "Yahya el Hob" (Да здравствует любовь), на котором замысловато изображены, обвитые нотным станом, египетский певец и композитор Мохаммед Абдель Вахаб и актриса Лейла Мурад. Абдель Вахаб был пионером арабской музыкальной комедии со своими восемью фильмами, снятыми в период между 1933 и 1949 годами. Этот жанр стал одним из самых популярных в египетском кино.
Нарисованные от руки плакаты отличаются по стилю и качеству. Некоторые из них впечатляюще детализированы, в других же чувствуется торопливость — возможно, были написаны низкооплачиваемым художником в сжатые сроки. Большая часть постеров посвящена ливанскому кинематографу и охватывает жанры от шпионских триллеров, с вооруженными злодеями и полуголыми красотками на плакатах, до романтических фильмов, когда на афишах изображают влюбленных сжимающих друг друга в объятиях.
По словам Абу, многие художники не имели собственного стиля, черпая вдохновение из американских плакатов. Они изображали свободу и насыщенность жизни. "По плакатам мы можем изучать время в которое они были созданы, аспекты социальной жизни, да все что угодно", - добавляет он. В свою очередь Халифе считает, что плакаты изображают идиллический мир в который хочется сбежать. "Они рассказывают о мечтах и фантазиях, в которые продюсеры хотели заставить зрителей поверить. Плакаты рассказывают нам о свободе, жизнерадостности, далекой от реальных проблем Ливанского общества жизни.”
В первой половине 60-х годов большинство ливанских киноафиш были созданы в Каире, но в связи с национализацией египетского кино при президенте Гамале Абдель Насере многие продюсеры перебрались в Бейрут, туда же пришла и индустрия кино. Середина 60-х и середина 70-х годов считается в Ливане “золотым веком” кино. По словам Абу Жауде ежегодно выпускалось по 35-40 фильмов.
"Однако, несмотря на "золотой век", самые красивые плакаты относятся к периоду с начала 40-х и до начала 60-х годов. Работы таких художников, как Джайсур, Абдель-Рахман, Абдул Азиз Хавариан и Зохраб", - говорит Абу Жауде. - "В дальнейшем работа была менее качественной. Студии и продюсеры не хотели платить.”
Рутина художника
”Я написал, пожалуй, тысячи киноафиш и работал в этой индустрии в течение 16 лет", - говорит ливанско-армянский художник Крикор Зохраб Кешишян, сидя среди незаконченных холстов в своей бейрутской мастерской, попивая утренний кофе с друзьями.
Сегодня это известный художник, за плечами которого выставки по всему миру и чье творчество было на пике в начале 70-х годов. Кешишян начинал карьеру рисуя киноплакаты в коммерческом художественном ателье в Алеппо в 1956 году в возрасте 13 лет. Он работал под руководством греко-сирийского художника Сериоса, прежде чем переехать в Ливан в 1962 году, чтобы работать в галерее ливано-итальянского художника и карикатуриста Джулиано Ачкара.
В дни, предшествовавшие цифровизации графического дизайна, каждая афиша кинотеатра, независимо от ее размера, была тщательно расписана вручную. Это была многочасовая каторжная работа с низкой оплатой и боссами, которые вели себя как рабовладельцы. Ставка составляла один ливанский фунт за один плакат (до войны $1 равнялся трем ливанским фунтам).
Плакаты часто были настолько большими, что не помещались в ателье, и единственным способом работы было сворачивание в рулон чистой и отрисованной частей холста; плакаты предназначенные для размещения на фанерных щитах рисовались по частям и только на стенде склеивались в одно целое.
Одним из самых больших плакатов, над которыми Зохрабу довелось поработать, была афиша 50 на 60 метров к фильму "Учителю, с любовью" 1967 года с Сидни Пуатье в главной роли. Большую часть трудовой карьеры Кешишян был наемным работником и лишь с открытием своего ателье в 1968 году смог гордо подписывать свои работы именем "Зохраб".
После того, как в 1972 году Кешишян написал свой последний постер, в бейрутском отеле "Бристоль" состоялась его первая персональная выставка. В 1975 году, по приглашению одной из церквей, он уехал в Венецию, но уже через несколько дней, после начала Гражданской войны в Ливане, вернулся на родину.
Радости и горести одержимого коллекционера
Для Абу Жауде примером радости могут служить встречи с такими людьми, как Кешишян, которые делают путешествие по истории кино Ливана таким интересным. “Для меня это большое удовольствие знать, что есть много людей, которые любят плакаты, как и я, - говорит он. - Я встречал пожилых людей, которые когда-то работали над этими фильмами и хранили плакаты в течение многих лет.”
Во время работы над своей книгой Абу встретился с Ибрагимом Таккушем, ливанским режиссером и актером, который создал несколько кинокартин в 50-х годах, включая “I am not Guilty” (я не виновен). Теперь Таккуш продает цветы на улице в районе Хамра, недалеко от старых кинотеатров, где когда-то показывали его фильмы. Это лишь один из примеров того, как в результате войны может кардинально измениться судьба не только одного человека, но и индустрии в целом. Сколько еще таких многообещающих карьер в кино было разрушено никто и не сосчитает.
На то, чтобы собрать воедино информацию об истории ливанского кино, у Абу Жауде ушло несколько десятилетий. Он путешествовал по всему арабскому миру, посещая старые кинотеатры Сирии, Египта, Ирака и Марокко, чтобы разыскать пропавшие афиши.
"Это настоящий пазл, - говорит он. - Я нашел несколько ливанских и сирийских киноафиш в Марокко, которые я не мог найти здесь. Ливанские фильмы в Египте и египетские фильмы в Ливане."
Абу знаком с несколькими такими же коллекционерами, как и он в регионе, но, по большей части, они сфокусированы либо на определенной тематике, либо на конкретном актере. Цены на редкие постеры достаточно высоки. Самую большую цену в $ 1000 Абу заплатил за афишу египетского мюзикла 1933 года "Аль Варда Эль-Байда" ("Белая роза") с Абдель Вахабом в главной роли. С учетом того, что с тех пор он не видел, чтобы всплыла еще одна копия, он ни о чем не жалеет.
Важность архивов
Помимо Абу в восстановление архивов вовлечены и другие частные фонды и сообщества, например, Foundation for Arab Music Archiving and Research (AMAR) и The Arab Image Foundation (FAI). Абу и другие активисты отмечают, что Министерство культуры все еще достаточно дистанцировано от работы над архивами, а собственного финансирования таким организациям не всегда хватает.
"Большая часть молодого поколения не имеет ни малейшего представления о том, что мы делали в 60-е и 70-е годы. я хочу показать им культуру, которая у нас была”, - говорит Жауде.
Одна из последних выставок Абу в бухте Зайтунай в день собирала более 100 посетителей, что сам автор выставки считает большим успехом. В будущем Абу Жауде надеется провести свою выставку и в других городах Ливана и планирует создать культурный центр, где его архивы будут открыты для общественности. "Архив - это жизнь народа и продолжение жизни, - говорит он. - Это наша прошлая культура, и люди должны ее видеть”.
по материалам Natalie Shooter "Beirut's movie archivist preserves Lebanon's celluloid glory years"
специально для сообщества в Вконтакте ethnische idylle | EI