Найти в Дзене
MobiusBlog

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЛЕТАЮЩЕГО КОСМОДРОМА “STRATOLAUNCH»

Гигантский летающий космодром с шестью двигателями и двумя фюзеляжами совершил первый тестовый полет над пустыней Мохаве в Калифорнии.

Кстати, пока ещё непонятно, самый ли это большой в мире.

Размах крыльев у Мрии меньше (84 м), чем у Стратолонча 117 м.

Длина у Мрии больше (84м), у Стратолонча 53м.

Масса Мрии: пустого самолёта: 250т, максимальная взлётная: 640т.

У Стратолонча масса: пустого самолёта: 226т, максимальная взлётная: 590т.

У Мрии полезная нагрузка до 250т. Какая полезная нагрузка у Стратолонча пока непонятно. Наверное, у Стратолонча всё же меньше, судя по массе пустого самолёта и максимальной взлётной массе. Хотя более понятно будет позже. После проведения испытаний Стратолонча.

                                                                                   Мрия с Бураном
Мрия с Бураном

Самолёт был создан компанией Stratolaunch Systems, которая была основана одним из основателей Microsoft Полом Алленом и Бертом Рутаном.

Берт Рутан прославился созданием “Voyager” - первого самолёта, который облетел вокруг Земли. Многие учёные доказывали невозможность создания кругосветного летательного аппарата, а Берт построил его и облетел земной шар.

-3

В начале 2000х компания Берта Рутана Scaled Composites разработала суборбитальный космоплан «SpaceShipOne», который можно было запускать с самолёта-носителя «Белый рыцарь».

-4

Грузоподъёмность «Stratolaunch» 250 тонн, скорость 850 км/час, размах крыльев 117 метров.

По грузоподъёмности и размаху крыльев «Stratolaunch» превзошёл построенную 30 лет назад советскую «Мрию».

В СССР был проект гигантского летающего космодрома «Геракл» разработанный НПО «Молния» с грузоподъемностью 450 тонн. Проект не пережил 90х.

-5

У «летающего космодрома» есть существенные плюсы для запуска спутников.

Во-первых, это возможность запуска ракет с экватора, который является наиболее выгодной линией для космических пусков является экватор. При запусках с экватора стартовая скорость запускаемых аппаратов наибольшая - 40000 км/24 часа = 1666 км/час. минимальная скорость на полюсах (=0).

Всего в мире было построено более 40 космодромов, сейчас действует 38. Из крупных космодромов самый близкий к экватору - Алкантара, Бразилия (3 градуса ю.ш.). Далее идут:

- Куру, Франция во Французской Гвиане (5 градусов ю.ш.).

- Шрихарикота, Индия (13 с.ш.)

- Вэньчан на острове Хайнань, КНР (20 с.ш.)

- мыс Канаверал, США (28 с.ш.)

- Байконур, Казахстан (46 с.ш.)

- Восточный, Россия (51,5 с.ш.)

Проблема создания космодромов на экваторе в том, что он проходит по океанам, Андам, джунглям Амазонии, политически-неустойчивым странам Африки или сейсмически-опасным районам Индонезии.

-6
-7

Именно с возможностью старта на экваторе связаны проект «Морского старта».

-8

В России энтузиасты Российского воздухоплавательного общества в начале 2000х проталкивали проект запуска с высотного дирижабля. В 2006 они поставили рекорд подъема на дирижабле «Авгуръ» до высоты 8180 метров.

-9

В 90х был ещё проект космодрома - гигантского планера.

Во всех этих проектах летательные аппараты выходили выходили в район экватора, после чего происходил запуск.

Кроме выигрыша за счёт близости к экватору у проектов высотного запуска есть выигрыш за счёт параметров самого самолёта-космодрома: высоты (8-10 км) и скорости (до 1000 км/час). Самолёт в этом случае фактически выполняет роль многоразовой первой ступени запуска, которую реализовали американцы на «Шаттле», а Илон Маск на «Фальконе - 9». Но самолёт реально проще, дешевле и безопаснее.

Можно попробовать оценить плюсы запуска со «Стратолонча». Итак:

1. Скорость самого самолёта. Допустим 800 км/час. Первая космическая скорость, необходимая для вывода спутника на околоземную орбиту - 7,9 км/с = 28500 км/час. То есть, дополнительный вес составит около 800/28500=3%

2. При этом спутник должен быть заброшен на высоту около 100 км. «Стратолонч» сможет его поднять на высоту 10 км. Выигрыш составит 10/100= 10%

3. Выигрыш за счёт близости к экватору по сравнению с космодромом Куру или мысом Канаверал примерно пропорционален широте космодрома и составит 3-5%.

Все эти плюсы составят 15-20%. Но при этом запуск будет не вертикальный, а горизонтальный, что снизит эффективность, а сам «Стратолонч» сожрёт какое-то количество топлива за время набора высоты и выхода в район запуска. То есть итоговый эффект не будет таким уж большим.

-10

Скорее всего существенный эффект будет за счёт того, что не будет задействована инфраструктура космодрома. Сколько это стоит я затрудняюсь сказать. С самых загруженных космодромов - Байконура и Сичан (КНР) совершается 10-20 запусков в год, 1-2 запуска в месяц. Вряд ли это можно назвать ажиотажным спросом на запуски, но какие-то деньги, и немалые, космодромы конечно берут.

Вероятно также сам факт создания крупнейшего в мире самолёта и освещение этого факта в СМИ и соцсетях (в том числе и этот пост, который вы сейчас прочитали) является хорошей рекламой для компании и дополнительным фактором для набора портфеля заказов запуска спутников со «Стратолонча».

В Штатах частный бизнес сделал ещё один шаг в космос.

А в российском космосе уже лет 30 со времён «Морского старта» ничего существенного не происходит.

Обидно!

Наука
7 млн интересуются