Убийство Гая Юлия Цезаря нелояльными сенаторами («И ты, Брут?») привело Римскую Республику к очередной Гражданской войне. В которой сама Республика попросту исчезнет, окончательно эволюционирует в империю.
И, вот что интересно. При слове «империя» мы представляем мощное государство, которое ведет сугубо завоевательную политику. Но, как ни странно, большую часть земель римляне захапали именно в республиканский период.
Империя же хоть и будет проводить наступательные операции, но присоединит в итоге не столь значительные территории — пол-Британии, часть Балканского полуострова и, в целом, все.
Возникает вопрос: а может, при Цезаре все сложилось бы иначе?
Гай Юлий планировал провести еще ряд завоевательных кампаний, покончить с двумя серьезными противниками.
Первыми из них являлись даки (в союзе с гетами). Под руководством харизматичного царя Буребисты, балканские варвары покорили ряд соседних народов. А потом стали грозить самому Риму. Цезарь намеревался проучить «дикарей».
Второй враг был не менее опасным. Парфяне на востоке уже сумели уничтожить целую римскую армию, вместе с триумвиром и античным олигархом Марком Крассом. Цезарь должен был отомстить парфянам, восстановить репутацию «непобедимости» римских легионов.
И это все не пустые мои догадки: историк Робер Этьен сообщает нам, что Цезарь набрал, незадолго до собственной смерти, дополнительные шестнадцать (!) легионов. В сумме с уже существовавшими их стало тридцать девять! Для сравнения, при первом императоре Августе осталось лишь двадцать пять легионов.
Кроме того, у римского диктатора уже был солидный опыт по завоеванию и удержанию целых регионов в максимально короткие сроки. Это я о Галльской кампании.
Так что Гай Юлий на полном серьезе планировал масштабные завоевательные походы, но жестокая судьба (равно как и собственный фатализм) помешала ему это сделать... А с вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.