Найти тему
Курлы-курлы

Как родителям помочь подростку в развитии речи.

Развитие речи сложный и важный процесс, поэтому на пути освоения родного языка детям помогают специалисты: воспитатели и учителя.

Но, оставим пока их в покое и поймем очевидное: необходимо начать с себя и проанализировать речевой климат семьи. Многие могут осознать необходимость глобальных и трудоемких изменений - это ваша сверхзадача. В этой статье я хочу подсказать, как сделать маленькие шаги к её решению.

Средство развития речи - речевая активность. Ваша задача провоцировать ребёнка на общение, искусственно создавать дополнительные возможности коммуникации.

Подростки часто замкнуты и немногословны. Сложно, но ищите темы интересные для ребёнка: его хобби, взаимоотношения, заработок. Не задавайте общие вопросы, например, "Как дела? ". Понятно же что "Нормально". Спросите: "Никто у вас сегодня в школу не опоздал?" Поинтетесуйтесь, кого знакомого ребёнок встретил по дороге, спросите, как вам лучше одется по погоде. Интересуйтесь всем, задавайте уточняющие вопросы, простите совета.

Если ребёнок вдруг разговорился - умолкайте и слушайте. Развивайте у себя навыки активного слушания, это важно не только для развития речи, но и для поддержки межличностных отношений.

Намеренно создавайте ситуации для проявления речевой активности ребёнка:
- на семейных и дружеских мероприятиях всегда давайте слова для поздравления,
- поручите ежедневные звонки старшим родственникам (с обязательным заданием, узнать как у них дела, во всех подробностях и доложить вам);
- доверьте ребенку общение с продавцами, врачами, парикмахерами;
- попросите послушать новость по телевизору, собрать для вас какую- нибудь информацию в интернете;
- учите при выполнении домашнего задания проговаривать вслух свои действия.

Очень важно держать планку качества речи подростка. Не позволяйте ребенку общаться с вами или другими взрослыми в той же манере, в какой он разговаривает со своими друзьями, сверстниками. Особенно это касается бранных слов, обилия сленговой лексики, частого употребления штампов, слов паразитов. Просите переформулировать, изобразите непонимание: "Что это значит?" "Что ты хочешь этим сказать?"

Часто речь подростка эмоциональна, но малоинформативна. Ребёнок иногда не знает или не считает нужным определить и назвать чувство нахлынувшее на него. Отсюда мы имеем: "Я с тя ору", "хз", "норм ", "ага", постоянный жест "руколицо" по любому поводу и в любой ситуации. Развлекитесь: распечатайте три листа смайликов- эмодзи и подпишите к ним словами эмоции. Сначала оцените, как ребёнок самостоятельно справляется, потом развивайте игру: кто больше напишет слов к одному смайлу, какие оттенки чувств отражает каждое слово из цепочки синонимов. Главное помнить, что эмоции (особенно на смайлах) - дело субъективное и ничего страшного, если ваши точки зрения разошлись. Поговорите об этом, будет ещё один повод для развития речи.

Катати, неплохо будет и грамотно поспорить. Многие педагоги отмечают, что подростки легко воспринимают правила проведения дебатов и дискуссий, оживляются, с энтузиазмом и удовольствием спорят с одноклассниками на исторические и литературные темы. Вы также можете, используя правила проведения споров, иногда затевать шуточные баталии по различным бытовым вопросам. В повседневной жизни не спешите сразу соглашаться с просьбами ребёнка, даже если они пустяковые. Пусть приведёт несколько аргументов в свою пользу. Но здесь важно, чтобы подросток понимал, что вы всего лишь хотите услышать его речь, а не решили испробовать приёмы тоталитаризма.

Расширяйте словарный запас. Подростки часто удивляют родителей тем, что не понимают значения многих обычных, простых, часто употребляемых слов. Оценить словарный потенциал ребёнка поможет простое задание. Возьмите аннотации или вводные статьи обычных школьных учебников по гуманитарным наукам. Можно взять учебник на 2-3 класса "старше". Попросите своё чадо отметить слова, значение которых ему непонятно. Многие из вас удивятся обилию отметок. Пусть ребёнок сначала выскажет свои предположения о значении этих слов, вдруг припомнит что-то или сможет понять по контексту.

Вам, кстати, тоже "очень нужно" понимать все новомодные слова, которыми изобилует детская речь. Попросите ребёнка красиво объяснить, что значат его выражения. Без "ну", "да блин", "короче"...
Ещё на помощь вам может прийти популярная игра " Правда или действие". Условия ребёнок расскажет сам, но вы их чуть поменяйте: действие ( = задание в фантах) должно быть связано с общением. Например, позвонить в фирму по установке окон и 3-5 минут расспрашивать сотрудника об условиях установки, изготовления и оплаты услуг. Или прикинуться неместным и подробно расспрашивать дорогу у прохожих, задав им неменее трех вопросов.
Есть еще популярное у подростков развлечение - написание фанфиков. Займитесь совместно, вдруг понравится. Заодно не поленитесь выслушать, что такое фанфики и к этому бонусом пересказ нескольких сезонов различных сериалов. Это огромный потенциал для речевой активности!

И под конец, назову самое действенное средство развития речи, конечно, это чтение. Если с чтением беда - справляйтесь с трудностями вместе. Читайте, главное, чтобы книги были увлекательными для ребёнка, ориентируйтесь на его вкус.

Речь, общение, отношения взаимосвязаны. Поэтому, став ребёнку помощником в совершенствовании речевых навыков, вы сможете самым положительным образом повлиять на формирование его личности вцелом.

Удачи.