Если кто не знает, споттинг (плэйнспоттинг) – фотографирование летательных аппаратов. Это если рассматривать просто, в первом приближении. В более серьёзных случаях это увлечение сопровождается учётом, классификацией, ведением статистики, поиском конкретных бортов и т. д. Чаще всего споттеров можно увидеть вблизи крупных аэропортов.
Я тоже неравнодушен к авиационной технике и люблю ее фотографировать, правда без такого фанатизма, чтобы вести какие-либо реестры, просто фотосъёмка. А ещё хочется чего-нибудь этакого, экзотического, не так, как у всех. А ещё мне нравится, когда самолёт снят в красивом пейзаже. Под заборами крупных аэропортов с пейзажами, как правило, не очень. А вот небольшой горный аэропорт – это самое то. Если в большом порту за пару часов можно нащёлкать несколько десятков бортов, то маленькие обычно не дают права на ошибку и требуют более ответственного подхода, не получилось с первого раза – приходи завтра… или послезавтра… или через неделю.
Когда я впервые собирался в Монголию, то на съёмку самолётов особо не рассчитывал, но приехав в город Улгий и сняв жильё неподалёку от аэропорта, обнаружил, что аэропорт действующий, самолёты летают и иногда даже чаще одного раза в день. Да и окружающие пейзажи вполне себе.
Город Улгий (часто называют Баян-Ульгий) – центр Баян-Улгийского аймака, самого западного в Монголии, самый западный город в стране и самый удалённый от Улан-Батора. Расстояние от столицы по прямой 1250 км, по дорогам 1700 км. От российско-монгольской границы 100 км. Расположен среди гор Монгольского Алтая на высоте 1700 м над уровнем моря. Население около 30 000 человек, на 90% - казахи. В монгольском написании названия первая буква не У, а перечёркнутая по горизонтали О.
Аэропорт Улгий
Аэропорт Улгий – один из трех аэропортов Монголии, имеющих статус международного. Два других – это аэропорт «Чингисхан» в Улан-Баторе и аэропорт города Ховд, центра соседнего аймака, расположенного в 200 километрах от Улгия. В настоящее время международные рейсы выполняются только из Улан-Батора, но было время, когда в Улгий летали казахские авиакомпании Bek Air и SCAT из Усть-Каменогорска и Алма-Аты.
Информация о международных рейсах - по данным википедии.
В 2011 году аэропорт был реконструирован и получил асфальтобетонную ВПП длиной 3000 метров, вместо старой грунтовой.
Никаких радиотехнических средств захода на посадку (курсоглиссадная система, приводные маяки – ДПРМ, БПРМ) увидеть не удалось, заход, похоже, исключительно визуальный. Светотехнического оборудования вдоль полосы тоже не видно, хотя в 2017 году мне в кадр попало нечто, похожее на переносные фонари – конусы оранжевого, белого и синего цветов, составленные в несколько аккуратных рядов поодаль от ВПП.
Аэровокзал маленький, тесный. Зона обслуживания пассажиров, включая зал ожидания, находится в центральной части здания на первом этаже. Крылья здания и второй этаж – служебные помещения. Слово «аэропорт» написано на двух языках – «нисэх буудал» по-монгольски и «эуежай» по-казахски.
А кто у нас здесь летает?
Авиаперевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, сейчас в Монголии три:
- Национальный перевозчик МИАТ. Когда-то они летали и в Улгий, но сейчас в парке компании только Боинги (7 бортов) и совершают они исключительно дальние международные рейсы из Улан-Батора.
- Аэро Монголия. Вроде бы совсем недавно было 3 или 4 борта Fokker 50, мне постоянно попадал в кадр самолёт с бортовым номером JU-8258. Сейчас по данным FR24 только один фоккер (JU-8250), а также CRJ-200 и CL601 Challenger. Хотя, возможно, флайтрадару не всё известно.
- Хунну Эйр. Два ATR 72-500 и три Fokker 50. Фоккеры от Хунну в Улгии видеть не приходилось, видимо их на это направление ставят редко.
Две последних авиакомпании совершают из Улан-Батора внутрениие рейсы по Монголии, а также ближние международные (в близлежащие города Китая и в Россию – Иркутск, Улан-Удэ).
Для тех, кто черпает знания в википедии: информация по авиации Монголии там устаревшая и похоже давно не обновлялась. В частности, фигурирует закрывшаяся в 2014 году компания Изинис Эйрвэйз, зато про Хунну Эйр ничего нет, грунтовая полоса в Улгии, самолёты Fokker 100 в парке Аэро Монголии и т.д.
Дополнение от 2023 года: Аэро Монголия сейчас летает на Embraer ERJ-145, а Хунну Эйр на Embraer E-190.
Как часто летают самолёты в Улгий?
По данным с сайтов авиакомпаний:
Аэро Монголия 2-4 раза в неделю.
Хунну Эйр 3-6 раз в неделю.
Максимальная частота в июле-августе.
У Хунну при полётах в Улгий предусмотрена дополнительная посадка в Ховде или Улангоме (в одном направлении, по пути туда или обратно).
Иногда назначают дополнительные рейсы. Так, например, осенью в Баян-Улгии проводится ежегодный фестиваль «Золотой орёл» (фестиваль Беркутчи – охотников с беркутами), на который съезжается масса туристов и фотографов со всего мира. Подавляющее большинство иностранных гостей попадают в Монголию через аэропорт «Чингисхан» в Улан-Баторе и им надо как-то добраться до места проведения фестиваля, а по окончании – обратно. В один из фестивальных дней я наблюдал три утренних рейса, затем в середине дня над местом проведения фестиваля прошёл только что взлетевший Хунну Эйр, а вечером друг за другом прилетели Хунну и Аэро Монголия.
Вот ради этих людей дополнительные рейсы и назначают. А стоят они такой толпой по окружности диаметром метров 100.
Можно ли во время фестиваля совместить его посещение и споттинг? Как правило, можно. Весьма желательно наличие машины, своей или находящейся в вашем распоряжении. Фестивальные мероприятия официально начинаются в 10 утра, а фактически часов в 12. Утренние рейсы прилетают часов в 8-9, третий дополнительный может чуть позже. От аэропорта до места проведения фестиваля километров 15. Ну и можно поснимать ещё за день до начала или на следующий день после окончания.
Дорога в аэропорт (здесь вид от аэропорта в сторону города), когда нет самолёта, практически пустая.
Когда прибывает рейс из Улан-Батора, движение по этой дороге напоминает центральную улицу города. К сожалению, кадра, отображающего автомобильный трафик, нет, зато есть такой, снят во время прибытия вечернего рейса:
Вид на аэропорт от въезда в город
Примерно с того же места, что и выше, но с юртами на переднем плане
ATR-72 Hunnu Air заходит на посадку. Вид с городской смотровой площадки.
Окружающие пейзажи.
Старое здание аэропорта.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора.