Найти тему

Споттинг в Монголии

Если кто не знает, споттинг (плэйнспоттинг) – фотографирование летательных аппаратов. Это если рассматривать просто, в первом приближении. В более серьёзных случаях это увлечение сопровождается учётом, классификацией, ведением статистики, поиском конкретных бортов и т. д. Чаще всего споттеров можно увидеть вблизи крупных аэропортов.

Я тоже неравнодушен к авиационной технике и люблю ее фотографировать, правда без такого фанатизма, чтобы вести какие-либо реестры, просто фотосъёмка. А ещё хочется чего-нибудь этакого, экзотического, не так, как у всех. А ещё мне нравится, когда самолёт снят в красивом пейзаже. Под заборами крупных аэропортов с пейзажами, как правило, не очень. А вот небольшой горный аэропорт – это самое то. Если в большом порту за пару часов можно нащёлкать несколько десятков бортов, то маленькие обычно не дают права на ошибку и требуют более ответственного подхода, не получилось с первого раза – приходи завтра… или послезавтра… или через неделю.

Когда я впервые собирался в Монголию, то на съёмку самолётов особо не рассчитывал, но приехав в город Улгий и сняв жильё неподалёку от аэропорта, обнаружил, что аэропорт действующий, самолёты летают и иногда даже чаще одного раза в день. Да и окружающие пейзажи вполне себе.

Город Улгий (часто называют Баян-Ульгий) – центр Баян-Улгийского аймака, самого западного в Монголии, самый западный город в стране и самый удалённый от Улан-Батора. Расстояние от столицы по прямой 1250 км, по дорогам 1700 км. От российско-монгольской границы 100 км. Расположен среди гор Монгольского Алтая на высоте 1700 м над уровнем моря. Население около 30 000 человек, на 90% - казахи. В монгольском написании названия первая буква не У, а перечёркнутая по горизонтали О.

Аэропорт Улгий

Аэропорт Улгий – один из трех аэропортов Монголии, имеющих статус международного. Два других – это аэропорт «Чингисхан» в Улан-Баторе и аэропорт города Ховд, центра соседнего аймака, расположенного в 200 километрах от Улгия. В настоящее время международные рейсы выполняются только из Улан-Батора, но было время, когда в Улгий летали казахские авиакомпании Bek Air и SCAT из Усть-Каменогорска и Алма-Аты.

Информация о международных рейсах - по данным википедии.

В 2011 году аэропорт был реконструирован и получил асфальтобетонную ВПП длиной 3000 метров, вместо старой грунтовой.

Никаких радиотехнических средств захода на посадку (курсоглиссадная система, приводные маяки – ДПРМ, БПРМ) увидеть не удалось, заход, похоже, исключительно визуальный. Светотехнического оборудования вдоль полосы тоже не видно, хотя в 2017 году мне в кадр попало нечто, похожее на переносные фонари – конусы оранжевого, белого и синего цветов, составленные в несколько аккуратных рядов поодаль от ВПП.

-3
-4

Аэровокзал маленький, тесный. Зона обслуживания пассажиров, включая зал ожидания, находится в центральной части здания на первом этаже. Крылья здания и второй этаж – служебные помещения. Слово «аэропорт» написано на двух языках – «нисэх буудал» по-монгольски и «эуежай» по-казахски.

-5

А кто у нас здесь летает?

Авиаперевозчиков, выполняющих регулярные рейсы, сейчас в Монголии три:

- Национальный перевозчик МИАТ. Когда-то они летали и в Улгий, но сейчас в парке компании только Боинги (7 бортов) и совершают они исключительно дальние международные рейсы из Улан-Батора.

- Аэро Монголия. Вроде бы совсем недавно было 3 или 4 борта Fokker 50, мне постоянно попадал в кадр самолёт с бортовым номером JU-8258. Сейчас по данным FR24 только один фоккер (JU-8250), а также CRJ-200 и CL601 Challenger. Хотя, возможно, флайтрадару не всё известно.

-6

- Хунну Эйр. Два ATR 72-500 и три Fokker 50. Фоккеры от Хунну в Улгии видеть не приходилось, видимо их на это направление ставят редко.

Две последних авиакомпании совершают из Улан-Батора внутрениие рейсы по Монголии, а также ближние международные (в близлежащие города Китая и в Россию – Иркутск, Улан-Удэ).

Для тех, кто черпает знания в википедии: информация по авиации Монголии там устаревшая и похоже давно не обновлялась. В частности, фигурирует закрывшаяся в 2014 году компания Изинис Эйрвэйз, зато про Хунну Эйр ничего нет, грунтовая полоса в Улгии, самолёты Fokker 100 в парке Аэро Монголии и т.д.

Дополнение от 2023 года: Аэро Монголия сейчас летает на Embraer ERJ-145, а Хунну Эйр на Embraer E-190.

Как часто летают самолёты в Улгий?

По данным с сайтов авиакомпаний:

Аэро Монголия 2-4 раза в неделю.

Хунну Эйр 3-6 раз в неделю.

Максимальная частота в июле-августе.

У Хунну при полётах в Улгий предусмотрена дополнительная посадка в Ховде или Улангоме (в одном направлении, по пути туда или обратно).

Иногда назначают дополнительные рейсы. Так, например, осенью в Баян-Улгии проводится ежегодный фестиваль «Золотой орёл» (фестиваль Беркутчи – охотников с беркутами), на который съезжается масса туристов и фотографов со всего мира. Подавляющее большинство иностранных гостей попадают в Монголию через аэропорт «Чингисхан» в Улан-Баторе и им надо как-то добраться до места проведения фестиваля, а по окончании – обратно. В один из фестивальных дней я наблюдал три утренних рейса, затем в середине дня над местом проведения фестиваля прошёл только что взлетевший Хунну Эйр, а вечером друг за другом прилетели Хунну и Аэро Монголия.

Вот ради этих людей дополнительные рейсы и назначают. А стоят они такой толпой по окружности диаметром метров 100.

-9

Можно ли во время фестиваля совместить его посещение и споттинг? Как правило, можно. Весьма желательно наличие машины, своей или находящейся в вашем распоряжении. Фестивальные мероприятия официально начинаются в 10 утра, а фактически часов в 12. Утренние рейсы прилетают часов в 8-9, третий дополнительный может чуть позже. От аэропорта до места проведения фестиваля километров 15. Ну и можно поснимать ещё за день до начала или на следующий день после окончания.

-10
-11

Дорога в аэропорт (здесь вид от аэропорта в сторону города), когда нет самолёта, практически пустая.

-12

Когда прибывает рейс из Улан-Батора, движение по этой дороге напоминает центральную улицу города. К сожалению, кадра, отображающего автомобильный трафик, нет, зато есть такой, снят во время прибытия вечернего рейса:

-13

Вид на аэропорт от въезда в город

-14

Примерно с того же места, что и выше, но с юртами на переднем плане

-15

ATR-72 Hunnu Air заходит на посадку. Вид с городской смотровой площадки.

-16
-17
-18

Окружающие пейзажи.

-19
-20
-21

Старое здание аэропорта.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong

-23

Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора.

-24