Низкие постройки под белыми шапками снега легко было проглядеть. Но одна деталь нарушала белоснежный пейзаж: тонкая струйка дыма, танцующая на ветру. Неужели в заброшенной деревне, о которой не слышно со времен Союза, кто-то обитает?..
Участники экспедиции «На Север» рассказали «Красному Северу» о том, что увидели и узнали в пути.
Больше месяца четверо отважных путешественников колесили по зимникам Ямала и Югры. Дмитрий Ждан, Темур Сатиков, Ксения и Виталий Дворяченко – члены Русского географического общества, все живут в Новом Уренгое. Двое работают в газовой отрасли, Ксения – в СМИ, ее супруг Виталий – юрист-фотограф-фрилансер в одном лице. На поездку, стартовавшую 8 марта, краеведы-любители потратили отпуск, решив изучить фольклор малочисленных народов Севера.
Более 3 тысяч километров проехали краеведы-любители, посетили более 30 интереснейших мест. Одного отпуска на всё не хватило, поэтому новоуренгойцы уже строят планы на будущее. Фото Виталия Дворяченко
Деревня, погибшая вместе с Союзом…
Отшельников нашли совершенно случайно, по дороге в Мужи.
– Мы слышали о заброшенной деревне, но не знали, как ее найти. Оказалось, это она и есть. Остановились. Нас встретила лайка. Собаку мы задобрили двумя банками тушенки… – рассказывает Ксения Дворяченко.
На левом берегу Малой Оби есть поселок Лох-по Т-горт, что значит «деревня на мысу». На единственной улице Лесной стоит единственная обитаемая изба. В ней живет семья Шияновых. Детей у Якова и Людмилы пятеро, мы застали дома троих. Двое старших уже покинули отчий дом – перебрались поближе к цивилизации. Двое младших – второклассник Терентий и дошколенок Яша живут с родителями. 17-летний Руслан окончил интернат и готовится к поступлению в техникум, вместе с отцом рыбачит и охотится.