Свобода слова начала появляться в России, а точнее сказать в СССР ещё во времена перестройки, когда к власти пришел Горбачев, однако пика своего она достигла в 90-х.
90-е
Период девяностых является очень спорным в истории современной России. С одной стороны, это был период полной свободы - но не только свободы слова, но и свободы криминала.
Начнем с «лихих»
После самого распада СССР и падения КПСС, в самые первые годы президентства Ельцина, свобода слова в России была на очень высоком уровне - это выражалось буквально во всем. В СМИ разрешалось обсуждение любого события, любая критика власти. Это можно проследить через многие телепередачи: независимая, оппозиционно настроенная аналитическая передача «600 секунд», которую вёл Невзоров, лидер антиельцинской оппозиции, программа «Куклы», выпускавшая сатиру на известных политиков, включая самого Ельцина, передача «Будка гласности», где абсолютно любой человек мог зайти в будку и сказать все его мысли на всю страну.
Это ли не истинная свобода слова? Её идея стала основным принципом раннего правления Бориса Ельцина. Что бы про него ни говорили, как бы ни клеветали, на уговоры окружения о закрытии хоть какого-нибудь свободного окошка президент отвечал:
Это свобода слова! Привыкайте! Решение может вынести только суд, а сам я ничего закрывать не буду!
Из воспоминаний народного артиста СССР Олега Басилашвили
Однако, так продолжалось недолго - год-два; там-то и началось постепенное закрытие этого «окошка».
10 июля 1992 года радио «Маяк» сообщило, что ВГТРК запретило показ передачи «Момент истины», где Андрей Караулов, один из авторов программы и просто журналист, брал интервью у арестованного вице-президента СССР Геннадия Янаева, который рассказывал о событиях 18-19 августа 1991 года (Августовский путч).
Это стало началом конца бывшим принципам свободы в России.
23 марта того же года была показана передача «Новая студия» по телеканалу «Останкино». В сюжете передачи рассказывалось об осетино-ингушском конфликте. Уже на следующий день Ельцин подписал указ об отставке Егора Яковлева с поста председателя телекомпании. Официально говорилось, что Яковлев уходил в отставку «за серьезные ошибки при освещении национальных конфликтов».
Впоследствии было закрыто множество телепередач и печатных изданий: «Человек недели», «Красный квадрат» и прочие передачи, в которых звучала критика в адрес Ельцина. Власть начала поворачивать вектор своей внутренней политики в более реакционную сторону. В ответ на это бывший пресс-секретарь Ельцина, Павел Вощанов, заявил:
Этому режиму не нужна свободная пресса.
Павел Вощанов, интервью “Коммерсанту”
С 1993 года в России убийства нежелательных журналистов становятся какой-то нормой. Одним из первых таких инцидентов стало убийство Дмитрия Крикорьянца (одним из предполагаемых мотивов для убийства считается расследование, которое журналист вел в связи с убийством в Лондоне советника Дудаева. Близкие считают, что убийство Дмитрия имеет политические мотивы).
Если в ранние 90-е это можно было списать на преступность, то заказное убийство продюсера оппозиционной программы «Момент истины» Олега Слабынько не имеет другого объяснения, кроме как политического.
Большинство из журналистов в 90-е было убито либо в своих квартирах, либо в гостиничных номерах, либо прямо на улице.
С точки зрения свободы итоги правления Бориса Ельцина, как и с точки зрения любых сфер, неоднозначны. Только вот все равно выходит так, что время Ельцина можно назвать куда более свободным, чем наше: 90-е стали как расцветом свободы слова в России, так и началом её конца.
Однако, нужна ли была эта свобода, если в стране бушевал экономический кризис и расцветал бандитизм? Или, может, свобода тогда была не принципом власти, а лишь одной большой частью предвыборной кампании Ельцина?
Читайте продолжение в следующей части...