Найти в Дзене

6 психологических навыков для хорошей жизни

Оглавление

Чтобы хорошо жить, нужно не так уж и много. Всего лишь умудриться сформировать набор базовых навыков. Жаль, что в школе вместо этого учат решать типовые задачи, мало относящиеся к реальной жизни. Если окружающий мир зачастую вас не радует, значит что-то из базовых навыков не развито или нарушено. Осталось выяснить, что именно, и как их починить.

1) Чувствительность к своим эмоциям

Вне зависимости от того, аналитик ваш психолог или когнитивист, разбираете ли вы тяжелое детство или избавляетесь от тревожного расстройства, эмоциональный интеллект правит балом. От вопросов про эмоции нигде не скрыться, а на рассказ о том, какие бонусы вам даст более подробное изучение своих и чужих эмоций, уйдет пару лекционных часов.

Пример «сломанного» навыка: если клиентка не чувствует в себе злость и желание прервать контакт с мужчиной, на помощь ей приходит головная боль. И тогда из контакта она выходит как бы по «уважительной» причине. Но, позвольте, голова-то уже болит! Можно продолжать пользоваться этим способом, а можно научиться замечать свою злость без неприятных симптомов.

2) Чувствительность к своим потребностям

Это о том, чего мне хочется прямо сейчас, исходя из моих эмоций. Важно сказать, что каждый следующий навык строится на базе предыдущего, поэтому, не зная своих эмоций, невозможно узнать о своих реальных потребностях. А удовлетворение потребностей - это единственный безопасный источник пополнения внутренней энергии. Той, из которой можно ходить по земле, работать работу, создавать стартапы и мешать молочные коктейли. Нет удовлетворенных потребностей - нет энергии. Нет энергии - нет продуктивности.

Пример «сломанного» навыка: герой нашего времени. Юноша, не знающий, чем ему заняться. Детство вроде бы кончилось, родители с укоризной смотрят на лежащего на диване мальчика (или девочку), который не хочет заниматься неинтересной деятельностью, а что ему интересно на самом деле - не знает. Это влечет за собой и вину за безделье, и стыд за собственную несостоятельность, и депрессию.

3) Самопринятие

То есть внутреннее согласие с тем, что я действительно это чувствую и мне действительно этого хочется (или не хочется). Позитивное отношение к своим чувствам и желаниям. Разрешение себе хотеть всего, чего я хочу. Да, не здороваться с соседями по лестничной клетке. Да, слушать шансон. Да, есть после шести. Заметьте, я говорю не про «делать все, что в голову придет», а «разрешать себе хотеть» - это важно. Какие-то вещи про себя нам принять легко, а с какими-то возникают дичайшие сложности.

Пример «сломанного» навыка: в любых здоровых отношениях присутствует злость. И да, в детско-родительских тоже. В работе мне встречалось разное: и неумение принять свою злость на ребенка (он же маленький!), и неумение принять свою злость на родителей (родители - святое!). Но чувства-то никуда не деваются, вот в чем соль. Поэтому человеку приходится что-то с ними делать. Например, перенаправлять злость на себя. Что мы получаем в итоге? В итоге мы получаем вину, которая в своем максимальном воплощении может приводить даже к суицидальным мыслям.

4) Поиск возможностей для реализации желаемого и обеспечение себе нужных условий

Сюда же относятся самоподдержка, обращение за помощью к окружающим, ориентировка в пространстве с целью нахождения всех возможных вариантов и выбор наиболее подходящего из них. Например, вам нужно выступить с лекцией, а вы чувствуете острый страх говорить на публику. Перебор возможных вариантов приводит к тому, что вы решаетесь написать себе план выступления (чтобы не забыть основные моменты), создаете наглядный материал (чтобы слущающие вас люди периодически отводили от вас взгляд), завариваете себе к выступлению чай (чтобы создать более расслабляющую атмосферу) и задаете пару вопросов аудитории в самом начале (чтобы ненадолго сместить с себя фокус внимания).

Пример «сломанного навыка»: человек видит только один возможный вариант удовлетворения своей потребности (а то и нескольких), не может рассмотреть все представленные в мире варианты или даже не замечает их. При желании сохранить свою независимость, не встречаться со страхом близости он будет уходить, исчезать, пропадать из любых отношений, грозящих ему привязанностью. Какова здесь потребность? В безопасности. Однако способ, найденный в данном случае, не дает реализоваться другой важной потребности - в близости с другим.

5) Способность «отдаться» моменту

Имеется в виду момент проживания удовлетворения потребности, то есть умение получать удовольствие от процесса. Полностью отдаваться тому, что ты делаешь, отпускать контроль и доверяться себе и окружающему. Быть свободным, раскрепощенным и спонтанным. Танцевать, разговаривать, есть вкусную еду, заниматься сексом, работать, исследовать мир вокруг и проживать, чувствовать каждую секунду, не забивая голову тем, как ты сейчас выглядишь и какая на потолке неровная штукатурка.

Пример «сломанного» навыка: неспособность полностью лишить себя контроля, довериться себе или партнеру, навязчивая рефлексия. Человек максимально приближается к удовлетворению потребности, однако не может пройти пик. Наиболее показательным примером является неспособность женщины достичь пика сексуального удовлетворения. Когда вроде бы вот-вот... но нет.

6) Способность ассимилировать опыт

Под этим понимается навык оставить себе полученный опыт, сделать выводы и при необходимости скорректировать свое поведение в следующий раз.

Пример «сломанного навыка»: влипание в отношения, которые развиваются по одному и тому же сценарию. Например, женщина может неосознанно выбирать себе партнеров, склонных к зависимому поведению, и потом удивляться, злиться и расстраиваться, что «он опять весь вечер сидит за компьютером». И хорошо, если за компьютером, а не в алкогольном опьянении. Завершая отношения, она не анализирует полученный опыт: не разбирается, по каким критериям она выбрала такого мужчину, что давало понять о его склонности к зависимости или что в их отношениях могло подтолкнуть его к такому поведению. Поэтому в следующих ее отношениях сценарий взаимодействия будет повторяться.

-2