Хотя и болезненная, зависть является необходимой, адаптивной эмоцией.
Один мой знакомый антрополог однажды усомнился в универсальности зависти . Разве это не культурно определено? Конечно, можно представить себе общество, в котором относительные различия между людьми не вызывали бы боли и недоброжелательности. Наши западные, конкурентные пути создают условия для зависти-такие, что она только кажется естественной, преобладающей эмоцией. Он указал на культуру, которая, как он утверждал, была в значительной степени свободна от неприятных, завистливых эмоций.
"У вас есть дети?- Спросил я.
“Утвердительный ответ."
- Полагаю, вы стараетесь относиться к ним одинаково?”
“Конечно."
- Почему?”
Он видел, куда я направляюсь. И он принял мою точку зрения. Я чувствовала, что он, как и я, испытал трудности, уводя своих детей от сосредоточенных на себе забот о получении своей доли и больше к ценности шаринга . Как и я, он, казалось, помнил боль и гнев, которые испытывали его дети, когда чувствовали себя обездоленными по сравнению с братом и сестрой . И я понял, что проблемы были более острыми, когда его дети были молодыми и менее склонными выражать чувства, которые они “должны” чувствовать, а не те, которые они на самом деле чувствовали.
Для моей жены и меня, наши ранние неудачи, моменты обучения пришли, когда мы смотрели фильмы вместе с нашими двумя дочерьми. Попкорн был обязательным сопряжением с фильмами. Обычно я готовил попкорн и должен был наполнять наши миски попкорном. Я рано понял, что разумно выбирать для детей миски одинакового размера и наполнять их одинаковым количеством попкорна. Это было потому, что неспособность сделать это, даже если расхождение было небольшим, никогда не останется незамеченной. И обычно, это была дочь, которая получала меньше, кто реагировал с немедленной, интенсивной жалобой.
- Почему она получила больше?"Это несправедливо!”
Мы призываем обоих детей не беспокоиться о таких маленьких различиях. На самом деле, мы бы настоятельно призвали их быть счастливыми над их братом и сестрой, получая больше.
Это была глупая идея.
Не то чтобы они хотели чего-то большего, чем родного брата. Но они были очень обеспокоены тем, что их стало меньше.
Как я думаю об этом, однако, я рада, что наши дочери оба отметили расхождения в том, как с ними обращались и заботились о том, чтобы получить меньше.
Смогут ли они хорошо устроиться в мире, если такие расхождения останутся незамеченными и если они будут удовлетворены тем, что их недооценивают?
Действительно, зависть, которая может быть лучшим эмоциональным ярлыком для боли, которую мы чувствуем, когда замечаем преимущество другого человека, является, вероятно, вполне адаптивной, необходимой болью – если мы хотим избежать ухода в вымирание как вид. Это не обесценивает другие мотивы, более щедрые по духу, которые также имеют адаптивное значение.
Нет избавления от зависти. По мере того как мы взрослеем и приобретаем мудрость из нашего опыта, мы должны развивать способы справиться с неизбежным присутствием зависти, позволяя ей играть свою роль в нашей жизни среди других эмоций и склонностей.
Следите за обновлениями!