Найти в Дзене
Анастасия Елашкина

Загадка эпиграфа

Корни «Мастера и Маргариты» ведут нас к поэме Гёте «Фауст». Именно на его почве роман и вырос, а эпиграф произведения взят Булгаковым прямиком оттуда:

…Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо.

Как это понять? Что такое зло, мы примерно представляем, но как оно может совершать благо? Что это за механизм?
Творение немецкого поэта повлияло и на философское наполнение булгаковского романа.
Эпиграф сразу делит роман на две равные части: добро и зло, свет и тьма, небо и земля. Эти две половины и образуют целое.
На это намекает и фраза Воланда (Левию Матвею) ближе к финалу:

«Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?».

Воланд в романе – носитель возмездия. Он выполняет карательную функцию для многих персонажей. Можно ли думать, что такое наказание за грехи и проступки - нечто доброе? Выглядит ли Воланд гарантом справедливости и равновесия, если он наказывает заслуженно?

Вообще, дьявол в русской литературе XIX–XX веков предстаёт как образ глубоко трагический и страдающий. Вспомним поэму Лермонтова:


«Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим,(…) Когда он верил и любил».

Он страшно тоскует и мучается в отсутствии любви (=Бога). А при её виде (по сюжету) «отворачивается и вздыхает».

В стихотворении "Божья тварь" З. Гиппиус пишет: «Я Дьявола за то люблю, Что вижу в нём — моё страданье».

Фигура падшего ангела печальна и в евангельской трактовке. Однофамилец М.А. Булгакова религиозный мыслитель С.Н. Булгаков говорит об этом так:

"Здесь выражена и зависть, и ненависть, но всё это имеет положительное содержание: отвергнутую, поруганную, но глубоко затаенную, непобедимую любовь к Нему, которая ждёт своего урочного часа. Тогда покорится и "князь мира сего" не внешним насилием, но внутренним покорением».

Ведь, согласитесь, зависть – это чёрное, но всё же восхищение… А, наказывая зло, Дух зла не наказывает ли сам себя, пытаясь заслужить прощение? Но важно помнить: слова эпиграфа звучат из уст Отца лжи, а значит воспринимать их лучше с крайней осторожностью.