Найти тему

"Титаник" - 107 лет под водой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

15 апреля 2019 года исполняется 107 лет со дня самой известной катастрофы на море - крушения британского лайнера "Титаник". Все эти годы не утихают споры о причинах аварии. Рассмотрим распространенные версии крушения:

Пожар в угольных бункерах

Одной из "сопутствующих" причин гибели "Титаника" называют пожар в угольных бункерах. Данная версия появилась на страницах СМИ после выхода в 2017 году документального фильма о "Титанике". В нем известный журналист Шенан Молони, много лет занимающийся исследованиями версий гибели "Титаника", представляет свою версию событий. Он считает, что гибель судна спровоцировал пожар в угольном бункере, который нанес непоправимый ущерб конструкции лайнера. В качестве доказательства приводится некая фотография "Титаника", на которой видна полоса на корпусе якобы от пожара. Молони утверждает, что это след от пожара в бункере 6-ой котельной. Если взглянуть на схему судна и наложить на нее "полосу", то окажется, что расстояние между бункером и "полосой" более десятка метров. Кроме того, "полоса" находится значительно выше ватерлинии и айсберг с этой областью корпуса никак не соприкасался.

квадратом А обозначен бункер, в котором тлел уголь. "Полоса" обозначена на участке ВС. (фото из коллекции Джона Кемпстера, схема Джонатана Смита).
квадратом А обозначен бункер, в котором тлел уголь. "Полоса" обозначена на участке ВС. (фото из коллекции Джона Кемпстера, схема Джонатана Смита).

В фильме пожар в угольном бункере показан как нечто ужасное. На самом деле в 1912 году такое событие было обычным делом. Пожары в угольных хранилищах судов случались постоянно и не воспринимались как нечто необычное. На "Титанике" пожар в бункере 6-ой котельной был успешно ликвидирован. Об этом капитану Смиту доложил старший механик Белл в 13.00 13 апреля. Информация об этом официально документирована. До катастрофы оставалось более суток. Следовательно, причиной гибели лайнера эта причина стать не могла.

Некачественная сталь

Еще одна версия гибели "Титаника" - некачественная сталь. Для подтверждения или опровержения этой версии сотрудники Университета Миссури (США) в течение нескольких месяцев проводили исследования образцов стали, поднятых со дна Атлантики. Тесты показали, что сталь, использованная для постройки "Титаника" ни в какое сравнение не идет с той сталью, что используется в наше время. Британские сталевары начала 20 века использовали мартеновские печи и производили сталь с высоким содержанием фосфора, кислорода и серы. При низких температурах такая сталь становилась хрупкой. Безусловно, такая сталь могла стать причиной крушения лайнера, но основной такую причину назвать нельзя. Это скорее часть пазла катастрофы.

Айсберг. Хронология фатального пути.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Столкновение с айсбергом - основная версия гибели "Титаника", которая в течение сотни лет "обрастала" сопутствующими обстоятельствами. Любая катастрофа - это цепь фатальных событий и крушение "Титаника" не исключение.

Утром 14 апреля 1912 года "Титаник" получил сообщение от голландского лайнера "Ноордам", ретранслированное лайнером "Карония" компании "Кунард". Сообщение предупреждало о наличии огромного ледяного поля, протянувшегося с севера на юг от 49-го до 40-го градуса западной долготы. Однако, первый помощник капитана Мэрдок, несший в это время вахту, узнал о сообщении лишь в 13.30 от пришедшего сменить его второго помощника Лайтоллера и сразу же нанес координаты поля на карту.

В 13.42 на "Титанике" получили второе ледовое предупреждение о скоплении льда в точке с координатами 41.45 градусов северной широты и 49.52 западной долготы. На мостик же эта радиограмма попала лишь в начале восьмого вечера. Капитан Смит показал радиограмму Брюсу Исмею и тот, вероятно, чтобы продемонстрировать свою власть, забрал ее для того, чтобы показать друзьям. Капитану пришлось попросить Исмея вернуть радиограмму и отдать ее на мостик с опозданием на 7 часов. В это время "Титаник" уже следовал курсом, пересекающим нанесенные на карту зоны ледовой опасности.

В 19.30 было отмечено падение температуры воздуха на 2 градуса, что свидетельствовало о приближении к большим массам льда. В это же время радист "Титаника" услышал еще одно ледовой предупреждение о скоплении льда в точке с координатами 42.3 градусов северной широты и 49.9 градусов западной долготы. Сообщение было передано грузовым судном "Калифорниан" компании "Лилэнд Лайн" другому судну этой компании "Антиллиан". Быстрое падение температуры воздуха беспокоило офицеров "Титаника" и в 20.40 второй помощник капитана Лайтоллер направил плотника Максвелла к настилу второго дна для проверки состояния питьевой воды в танках. Температура морской соленой воды достигла отрицательных значений и питьевая вода в танках могла замерзнуть.

В 20.55 капитан Смит поднялся на мостик. Вахту нес второй помощник Лайтоллер. Капитан проверил навигационные данные и нанес координаты судна на карту. В 21.20 Смит удалился в свои апартаменты, приказав при появлении первых признаков тумана или дымки вызывать его незамедлительно. Лайтоллер в свою очередь приказал шестому помощнику Муди связаться с "вороньим гнездом" и удвоить бдительность, особенно в части обнаружения льда. Впередсмотрящие с трудом могли выполнить данный приказ, так как с самого начала рейса не имели биноклей.

В 21.40 радист "Титаника" получил еще одно ледовое предупреждение. Сообщение было передано с британского парохода "Месаба" и информировало о скоплении битого льда на территории от 41-го до 41.25 градуса северной широты и от 40-го до 49.09 градуса западной долготы. Эта важнейшая радиограмма так и не попала на мостик - радисты передавали частные депеши от пассажиров.

В 22.55 пароход "Калифорниан" передает "Титанику" последнее ледовое предупреждение, которое даже не будет выслушано. Радист "Калифорниан" ввиду усталости передал сообщение о ледовой опасности без особого кода MSG, означавшего, что сообщение нужно незамедлительно передать на мостик. Радиограмма была проигнорирована.

В 23.40 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил впереди некую темную массу. Это был "черный" (недавно перевернувшийся) айсберг. Катастрофическая цепь замкнулась. "Титаник" ушел в вечность.

Спасибо, что дочитали до конца!