Мы привыкли считать, что центр города обязательно должен быть «нарядным»: с иллюминацией, большими клумбами, арт-объектами.
Урбанистика – молодое направление, которое стремится сделать города современными – смотрит на комфортное городское пространство иначе.
В марте 2018 года Центр прикладной урбанистики «Процессор» представил проект по обустройству площади перед памятником солдату на Крепостной горе.
Проект, который отличался от привычных макетов с фонтанами, лавочками, детскими площадками и зелёными зонами, местные жители приняли холодно. В одном из ставропольских пабликов на Центр посыпалась критика. Идеи новаторов действительно не к лицу Ставрополю или горожане просто боятся перемен?
"Ставгород" вместе с куратором Центра прикладной урбанистики Владом Бойковым, разобралась в том, каким Ставрополь видят современные урбанисты.
«Воздушный» мост или многофункциональная зона?
В урбаниситике есть два понятия, которые ярко иллюстрируют взаимосвязь человека и города: городской пассажир и городской житель.
Первый – вечный путешественник, чей маршрут «работа-дом» не меняется годами. Родной город пассажир видит, в лучшем случае, раз в неделю. И ему всё равно, насколько он благоустроен. Городские жители воспринимают улочки, площади и дворы как часть своего дома. И они хотят, чтобы город стал «дружелюбнее» к людям, а те, наконец, рассмотрели место, в котором живут.
Так вот, урбанистика – только для городских жителей. Для тех, кто не отрывает себя от урбана и среды из металла, бетона, пластика, деревьев и клумб.
В марте 2019 года Центр прикладной урбанистики предложил неординарный проект. Крепостная гора должна была превратиться в совершенно новое пространство, заиграть новыми формами. Напомним, что ранее появился макет «воздушного» стеклянного моста, огибающего постамент. Урбанисты с такой концепцией не согласились и предложили превратить пустую и безжизненную площадь в полезную зону отдыха.
- Архитектор Ростислав Лескин предложил функционально наполнить пространство за солдатом, чтобы оно стало местом встреч, а не маргиналов, которые любят «ошиваться» на этом непримечательном спуске. Чтобы там был лекторий, танцевальная площадка, мафы, точки для аренды под кафе, - объяснил идею проекта куратор Центра прикладной урбанистики Влад Бойков.
Для «оживления» территории архитектор решил использовать газон, который начинается за перилами площади. По задумке, зона вокруг памятника должна заполниться каскадными лестницами, небольшими фонтанами, лавочками, переходами. Непосредственно под памятником в проекте задуманы амфитеатр и детская площадка. Справа от памятника (если стоять к нему спиной) – небольшая танцевальная площадка.
Архитектор Ростислав Лескин, считает, что преображение Крепостной горе необходимо:
- Я старался насытить функциями самую притягательную часть площади, (сейчас это очень скучное место), не перекрывая вида, и так же оживить нижнюю площадку и облагородить склон. Постамент с солдатом делит композицию на две части: шумную (активности) и тихую (лекции, созерцание). В основе образа лежат одновременно крепостные сооружения и ранее существовавшие выработки камня - известняка, которые были в городе.
Почему проект сравнили с конструктором?
Смелый проект по обустройству Крепостной горы в градостроительном комитете не оценили. В итоге, отправили на доработку. Что интересно, горожане отнеслись к идее тоже неоднозначно.
Одних оттолкнул внешний вид макета, который критики назвали «сборкой из детского пластикового конструктора» с «такими же «изящными» формами и очертаниями».
Кроме того, горожанам показалось, что новая площадка перед памятником состоит из слишком большого количества разных элементов.
Другие критики прошлись по функциональной части проекта: «Оставьте город в покое, урбанисты. Окраины облагораживайте. Ваши пороги, обшитые досками, на которых вы предлагаете сидеть, будут заплеваны и засыпаны окурками с верхнего уровня. И я не по себе сужу, а по тому, сколько там сейчас окурков и шелухи».
Третьих смутил вид, который будет открываться с амфитеатров под памятником и каскадных лавочек: «На что любоваться? Крыши домов? Или еле виднеющийся Комсак?». В целом, на этих трёх китах и стоит неприятие урбанистки в городе. Людей отталкивают дизайн, назначение, концепт.
- Горожане приняли концепт насторожено, - прокомментировал реакцию жителей Влад Бойков. – Проект не касается исторической составляющей и требует доработки. Сейчас мы знаем, как его можно улучшить и, скорее всего, так и сделаем. Это ведь действительно часть ставропольской крепости - насыпь, под которой, говорят, есть катакомбы. А вообще Крепостная гора должна стать более «крепостной». Там множество высоких и вполне себе колоритных стен, которые можно доработать, сделав зубчики, поставив башенки, проведя подсветку.
Конечно, авторы проекта услышали не только критику. Некоторые горожане отметили, что подобное облагораживание уж точно лучше подвесного моста. По словам сторонников проекта, «мост делается для города, а такие проекты – для горожан».
Кстати, в дискуссию между горожанами и урбанистами также вступила и городская администрация. В частности специалист отдела приёма граждан администрации Ставропольского края Анна Алякина успокоила недовольных жителей:
- Необходимо учесть, что на данный момент утвержденного единого проекта нет, это один из предлагаемых вариантов, как и "воздушный" мост, ранее опубликованный в социальных сетях. Все проекты будут рассмотрены на публичных слушаниях, пройдут проверку мнением жителей, в результате будет утвержден один.
Проект «Крепость» - новая жизнь Крепостной стены
На примете у урбанистов не только Крепостная гора. По мнению членов Центра вся историческая часть города нуждается в глубокой реставрации.
Урбанистика не стремится уничтожить старое, просто преобразить. И одноэтажные ставропольские домишки с южным характером и богатой историей никто не собирается стирать с лица города.
- Жителям кажется, что не нужны эти перекошенные домики со ставнями. Их ведь можно снести и поставить многоэтажки, которые впоследствии убьют инфраструктуру улиц. Ведь улицы первоначально не рассчитаны на такой поток людей и машин. «Свечки» совершенно не несут архитектурной значимости и портят перспективу старого города. Однако крайне значима средовая застройка в исторической части. Это касается тех домиков, которые не являются объектами архитектурного наследия, однако подчеркивают шедевры, что находятся рядом.
Яркий пример «обновления» исторической части города – проект «Крепость». Горожане знают, что Крепостная стена – визитная карточка города. По мнению авторов проекта, стена – безжизненный, несуществующий символ.
В исторической части города остались лишь разрозненные осколки исторического сооружения. Реставрация направлена на объединение частей в целое. Кроме того, проект включает в себя обустройство площадки, которая примыкает к улице Суворова.
В макете архитектор разделил территорию на пять зон: «Музыка», «Крепость», «Сокровища», «Живопись», «Электричество». У каждой своя «фишка». Например, в «музыкальной» зоне установят стационарные инструменты для детей, в «живописной» - украсят стены стрит-артом.
- Эта стена не является объектом культурного наследия. Мы предлагаем сделать уникальную роспись силами талантливых художников, - рассказал о проекте Влад Бойков. - Небольшие стены мы планируем отдать лучшим ученикам художественной школы и студентам художественного училища. Столбики между ними заполнить единым орнаментом. Знаковые и большие куски стены мы хотим отдать под роспись ведущим художникам стрит-арт сцены. Помимо лучших местных художников, предполагаем пригласить профессионалов из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы.
Всё, что нужно для реализации замысла – разрешение от муниципальных властей. Центр готов самостоятельно искать художников и спонсоров, а также обеспечить уличных художников красками.
По мнению Центра, нигде в России и в мире нет подобных объектов. И если муниципалитет одобрит проект, то Ставрополь станет первым.
Менять город должны люди
Методы работы Центра урбанистики отличаются от муниципальных и государственных. Мы привыкли думать, что обустройство города – дело экспертов, чиновников и специалистов. Центр, конечно, привлекает профессиональных архитекторов, художников и строителей. Но, всё-таки, движущая сила – это люди. И для того, чтобы горожане лично озвучивали идеи им необходимо творческое пространство.
- Если бы у нас было Бюро Идей, куда можно было бы прийти на обучающую лекцию, проектный семинар или где люди предлагали бы свои идеи - тогда бы множество горожан вовлекались в процессы позитивных перемен. Буквально, есть человек – ему хочется изменить пространство грязного полугазона со шлакоблоками, торчащими возле гаражей. Довольно типичный облик городских окрестностей. Он уже примерно представляет, что хочет увидеть здесь клумбу или лавочку или стрит-арт. Он подает свою идею в Бюро. Она поступает на доску. Вскоре оказывается, что этот человек не один. К группе присоединяется специалист-проектировщик. А следом на подмогу приходят творческие силы: художники, архитекторы. Завершают эту связку строители, - говорит Влад Бойков.
Реакция людей на новую Крепостную горку показала, что некоторые к переменам не готовы.
Люди в возрасте хотят оставить привычный облик площади перед памятником и их можно понять. Однако подрастающему поколению становится тесно и скучно среди голого асфальта, лавочек и парапетов.
Единственный разумный выход в таком случае – открытый диалог, в котором примут участие и сторонники, и противники модернизации. Помните, мы в самом начале материала говорили о городских пассажирах и жителях? Так вот, хочется верить, что жителей, которым важна судьба и облик Ставрополя, всё-таки, больше.