Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Какие произведения должны читать в 7 классе

Посмотрим, что предполагается по обновляемому ФГОСу, который скоро должен вступить в силу, читать и разбирать ученикам 7 класса. Конечно, часть произведений и так была в 7 классе, откровений не будет, но какие-то произведения перешли к семиклассникам от шестого и даже восьмого классов. Примечание для тех, кто еще не разобрался: это проект ФГОС, это не проект какого-то нового учебника.

Итак, круг чтения семиклассников:

  • Произведения древнерусской литературы (в том числе фрагменты «Поучения» Владимира Мономаха).
  • Произведения А.С. Пушкина:
    стихотворения: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Няне», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Два чувства дивно близки нам...», «Во глубине сибирских руд...»)
    поэма «Полтава» (фрагменты)
    «Повести Белкина»
  • Произведения М.Ю. Лермонтова:
    стихотворения: «Желанье» («Отворите мне темницу...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Узник», «Парус», «Из Гете», «Ангел», «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива...»)
    поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Произведения И.С. Тургенева:
    из цикла «Записки охотника» (не менее двух рассказов),
    из цикла «Стихотворения в прозе» (в том числе «Русский язык»).
  • Стихотворения отечественных поэтов XIX в. на тему поэта и поэзии (в том числе стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
  • Произведения Н.А. Некрасова:
    стихотворения: «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...»)
    поэма «Русские женщины» (фрагменты).
  • Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (в том числе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
  • Сатирические произведения в отечественной и зарубежной литературе.
  • Рассказы А.П. Чехова (в том числе «Тоска», «Злоумышленник»).
  • Повесть А.С. Грина «Алые паруса» (фрагменты).
  • Стихотворения на тему романтической мечты (в том числе в поэзии А.А. Блока, Н.С. Гумилева М.И. Цветаевой).
  • Произведения на тему мечты и реальности в отечественной и зарубежной прозе и поэзии ХХ–XXI вв.
  • Произведения отечественных прозаиков:
    рассказы М. М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова (в том числе «Юшка»), В.М. Шукшина (в том числе «Чудик»)
-2

Что нужно уметь делать с этими текстами?

  • Уметь развернуто формулировать свои впечатления от прочитанного произведения, выражать свое личное отношение к нему, формулировать вопросы по содержанию, видеть, какие проблемы были поставлены автором, соотносить эту проблематику со временем, в которое произведение было создано, при построении аргументации обращаться к историческим знаниям, понимать авторскую позицию и обосновывать свое мнение текстом произведения
  • Выполнять анализ произведения: определять род и жанр (в седьмом классе знание жанров расширяется за счет знакомства с поэмой, романом, комедией и трагедией), роль пейзажа и интерьера в произведении, уметь выделять художественные детали и их художественные функции, выявлять конфликт и его характер
  • Уметь давать характеристику героям: их внешности, внутренним качествам, поступкам, отношениям с другими персонажами, определять роль героев в произведении, уметь сравнивать их по сходству и контрасту внутри одного произведения и между несколькими схожими произвдениями
  • При работе с поэтическим произведением уметь характеризовать образ лирического героя, определять стихотворный размер в силлабо-тонической системе стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), определять количество стоп
  • Уметь характеризовать композицию произведения и определять его стадии: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку
  • Уметь выявлять в тексте художественные средства: сравнение, эпитет, метафору, олицетворение, гиперболу, аллегорию, антитезу, инверсию, риторическое восклицание и риторический вопрос, а также понимать их роль в произведении
  • Составлять письменный текст на основе полученной информации: формулировать тезисы, составлять план произведения или собственного сочинения (сочинение уже должно быть не менее 150 слов), готовить доклады на литературную тему с привлечением литературных источников, с использованием слайдовой презентации
  • Уметь поддержать дискуссию о прочитанном, понимать и осмысливать чужую точку зрения, уметь аргументированно отстаивать свое мнение.

Наизусть читать нужно не менее 9 стихотворений по программе (в год), ранее не изученных.

Во ФГОС вникает Оля Иванова. Спасибо всем, кто подписан на наш канал! Впереди еще много разборов.

1 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

2 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

3 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

4 класс (русский, литература, математика, окружающий мир)

1-4 класс - музыка

1-4 класс - ИЗО

5 класс - литература

6 класс - литература