Вопрос реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России и его последствий для Белоруссии сегодня является одной из ключевых тем белорусско-российских отношений. При этом, как считает ряд аналитиков, у руководства республики, упорно не желающего трансформировать местную модель экономики, отвязав ее от российской нефтяной иглы, на сегодняшний день существует крайне мало инструментов, которые позволили бы разрешить надвигающиеся трудности.
Стоит напомнить, что налоговый маневр в российской нефтяной отрасли подразумевает постепенное сокращение экспортной пошлины и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Вследствие этого к 2024 году пошлина должна будет полностью обнулиться, а вся налоговая нагрузка лечь на нефтедобычу. При этом, чтобы нефтепродукты на внутреннем российском рынке не подорожали, из бюджета выделяются субсидии – так называемая демпфирующая надбавка.
Белорусские нефтепереработчики, которые в рамках ЕАЭС получают «беспошлинную» нефть (в прошлом году это позволило Минску получить выгоду в $2,7 млрд.), таких субсидий не получат, что ставит под угрозу рентабельность их работы. Учитывая тот факт, что именно нефтепереработка является одним из флагманов экономики РБ (в 2018 году республика экспортировала 11,9 млн тонн нефтепродуктов на сумму $6,59 млрд), любое сокращение доходов в этой отрасли серьезным образом скажется на устойчивости существующей в стране социально-экономической модели.
Усугубляется ситуация и сокращением в России экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Согласно достигнутым ранее договоренностям, белорусские нефтеперерабатывающие заводы экспортируют нефтепродукты, выработанные из «беспошлинной» российской нефти, в третьи страны, оставляя у себя весь объем вывозных пошлин. В связи с тем, что в рамках налогового маневра экспортные пошлины будут уменьшены до нуля, поступления в бюджет РБ по этой позиции в скором времени исчезнут, так как в ином случае белорусская продукция окажется неконкурентоспособной на нефтяном рынке.
Кроме того, Белоруссия в ближайшем будущем потеряет и экспортные пошлины от 6 млн тонн российской нефти, поставляемой на экспорт транзитом через территорию республики, что также нанесет серьезный удар по белорусскому бюджету. Так называемая перетаможка, о которой в 2017 году договорились Владимир Путин и Александр Лукашенко, за прошедшие два года принесла Минску весьма приличные суммы: за 2017 год около $520 млн, 2018 год – более $770 млн.
В целом потери белорусского бюджета от налогового маневра в РФ в 2019 году оцениваются в $315-350 млн, из которых $231,6 млн – потери от снижения вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и еще около $100 млн – от снижения акцизов на нефтепродукты. Всего же, по оценке белорусского Минфина, к 2024 году, когда планируется завершение маневра, республика может потерять около $10 млрд.
В складывающихся условиях оптимальным решением проблемы, по мнению белорусских властей, должна была стать компенсация выпадающих доходов со стороны России. Однако, по мнению Москвы, никакого автоматизма в этом вопросе быть не может. Речь идет все-таки об экономиках разных, пусть и близких, государств, и если Минск рассчитывает на те же условия, по которым будет жить российский топливно-энергетический комплекс, то с его, Минска, стороны следует подумать о дальнейшей интеграции двух стран в рамках Союзного договора 1999 года. «…Мы должны стремиться к полной унификации. Но для этого нужно время и другой уровень интеграции между нашими странами» – эта позиция Москвы была внятно выражена Владимиром Путиным еще в декабре прошлого года на заседании Высшего Евразийского экономического совета.
В связи с тем что Александр Лукашенко данное предложение расценил как посягательство на независимость страны, тема компенсаций в последние несколько месяцев практически ушла из публичной повестки дня. При этом белорусские власти не перестали искать выход из сложившейся ситуации, по всей видимости, решив действовать сразу по нескольким направлениям.
В начале апреля стало известно, что Белоруссия уведомила российскую «Транснефть» о том, что намерена повысить тариф на прокачку российской нефти по своей территории на 23%. При этом известно, что, согласно договорённостям, установление тарифов осуществляется в соответствии с действующими двусторонними соглашениями 2010 года, по которым, если стороны заранее не договорились, белорусская сторона может их повысить на «среднегодовой индекс потребительских цен на текущий год, установленный параметрами прогноза социально-экономического развития РФ, увеличенный не более чем на 3%». Минск с 1 февраля уже проиндексировал тарифы на 7,6% (по официальному прогнозу инфляция в РФ на 2019 год может составить 4,6% и еще плюс 3%).
За новым повышением, которое белорусская сторона объяснила «сохранением, восстановлением и поддержанием экологического равновесия природной среды», в России увидели попытку давления в переговорном процессе вокруг компенсаций. Нечто подобное Минск уже пытался предпринять в 2016 году. Тогда на волне газового конфликта, когда Белоруссия не платила за поставленный РФ газ по установленным ранее ценам, министерство антимонопольного регулирования и торговли республики вначале заявило о повышение тарифов на прокачку нефти в среднем на 50%, а затем в обмен на восстановление поставок нефти из России в прежнем объеме отменило свое решение.
Поэтому сегодня большинство аналитиков склонны видеть в действиях Минска желание укрепить свои позиции в переговорном процессе с Москвой, а произошедшее расценивается скорее как стратегический ход, нежели как реальная попытка компенсировать потери за счет увеличения поступлений от транзита российской нефти. Это подтверждается и заявлением А. Лукашенко 11 апреля, в котором он эмоционально обвинил Россию в «выкручивании рук» и поручил вице-премьеру рассмотреть вопрос о постановке нефтепроводов, по которым из России в европейские страны транспортируется черное золото, на ремонт.
В качестве дополненного механизма, который должен помочь решить надвигающиеся из-за налогового манёвра в России проблемы, в РБ рассматривают завершение модернизации местных НПЗ. По словам замглавы концерна «Белнефтехим» Владимира Сизова, ускорение данного процесса является «стратегическим для страны вопросом». При этом в Минске считают, что модернизация двух заводов даст возможность «в дальнейшем минимизировать риски по изменению условий поставки нефти, по удорожанию цены на нефть».
Правда, стоит отметить, что реконструкции Мозырьского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов (оценивается в $2,5 млрд) началась еще до проведения в РФ налогового маневра и изначально была нацелена на увеличение прибыли в рамках существующей модели нефтяного сотрудничества двух стран. Сегодня же в белорусском правительстве рассчитывают удержать переработку и ее рентабельность на нынешнем уровне (около 3%) и при этом не допустить проблем на внутреннем рынке. В последнем случае налоговый маневр в РФ грозит резким повышением стоимости топлива внутри страны, что рассматривается властями республики как крайне нежелательная мера, особенно на фоне предстоящих парламентских и президентских выборов. Именно поэтому правительство решилось регулировать сложившуюся ситуацию за счет акцизов, то понижая, то повышая и перекладывая их на розничные сети. Однако, как считает большинство экспертов, подобными мерами решить существующую проблему сокращения поступлений в бюджет не удастся.
Впрочем, сегодня существует и иная точка зрения. По мнению члена совета директоров ПАО НК «РуссНефть» Андрея Дереха, российский рынок в ближайшие годы может стать более открытым для белорусских НПЗ именно из-за налогового маневра. Это произойдет в том случае, если в России начнут закрываться мелкие нефтепереработчики, что приведет к сокращению производства нефтепродуктов (примерно на 30 млн тонн из имеющихся 280 млн тонн в год) и повышению на них цен. Сложившаяся ситуация, в свою очередь, даст возможность белорусским НПЗ нарастить свое присутствие на российском рынке. Правда, и в этом случае, по мнению эксперта, Минску придется либо договариваться с Москвой по вопросу механизма зачета акцизов на нефтепродукты, либо искать дополнительные механизмы компенсаций.
Очевидно, что налоговый маневр в нефтяной отрасли России создает существенные проблемы для белорусской экономики. Именно поэтому Минск сегодня крайне чувствителен к данному вопросу. При этом в белорусской столице, в отличие от Москвы, где налоговый маневр называют внутренним для РФ делом, настаивают на том, что при создании ЕАЭС о подобных мероприятиях ничего не говорилось, и сегодня это стало существенным изменением правил игры. По этой логике Россия должна либо каким-то образом сохранить нынешние условия поставок нефти в Белоруссию, либо, что предпочтительнее, компенсировать убытки от налогового маневра.
При этом Минск предпочитает умалчивать, что в обоих случаях потери понесет российская сторона. Но и при этом молчании у любого непредвзятого человека возникает естественный вопрос: почему экономические проблемы Белоруссии должны решаться за счет российской стороны?
Очевидно, что в настоящее время Минск не готов идти ни на какие компромиссы. При этом в Кремле не могли не обратить внимания на последние бурные заявления главы Белоруссии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что их тональность не соответствует отношениям союзных государств, а также напомнил, что РФ много помогает Белоруссии прямо и косвенно. По словам Д. Пескова, в данном направлении «продолжается двусторонняя работа», однако называть это санкциями или «выкручиванием рук», как это сделал белорусский лидер, некорректно.