Еще в 19 веке отношение и понимание ролей членов семейной системы было другим. А к детям - тем более. Слишком высок был уровень смертности, детской, материнской, отцовской, чтобы выделять сиротство как некий "особенный" статус. Сирот было достаточно много в обществе.
Но "с легкой руки" Диккенса, отношение к сиротам стало гораздо более эмоционально окрашенным. А после тех новых смыслов о человечности и ценности человеческой жизни, которые принесла первая мировая война, мир уже перестал быть прежним.
В русской ментальности сиротами называли людей, в принципе потерявших близких, значимых членов семьи, не только родителей. Женщина, потерявшая мужа, тоже была " осиротевшей". Старорусским же словом " сирота" до 15 века обозначали самоназванных, "безродных" крестьян. Чаще всего сирота- это человека, потерявщий обоих или одного из родителей.
В Третьяковке хранится совершенно пронзительное по своему эмоциональному накалу и смыслам полотно Василия Перова " Проводы покойника"
Тем не менее, более употребим термин " сирота" по отношению именно к детям. А в последнее время все более актуальным становится термин " социальная сирота", обозначающий ребенка, чьи родители живы, но не обеспечивают ему родительскую заботу.
Термин " социальная сирота" неофициальный, и отчасти поэтому не имеет четких критериев для понимания и осознания факта сиротства для человека, оставшегося сиротой. Ведь сирота - это человек, потерявший хотя бы одного из родителей. А вот статистика неполных семей в России:
За последние 20 лет число матерей-одиночек увеличилось в три раза (данные Росбалт)
Среди неполных семей с детьми уровень бедности просто зашкаливает — 35%, среди многодетных семей — 39%, опекунских и приемных семей — 40% (данные Газета.ру)
За последние 5 лет в 4 раза выросло количество россиян, в чьем окружении неблагополучные семьи. ( данные ВЦИОМ)
Социальное сиротство это, конечно, прежде всего, проблема общества. Но этот блог рассматривает проблемы общества через призму социальной психологии и психологии личности.
С точки зрения психологии, проблемой социального сиротства для индивида является невозможность признания проблемы.
Если человек теряет родителей ( если они умирают), признать факт потери и принять произошедшее событие как неизбежность гораздо проще, чем когда родители, например, лишены родительских прав. Или если человек воспитывается в семье не отца и матери, а бабушек и дедушек. Он не получает реально полноценной родительской поддержки в эмоциональном и социальном смысле, но он получает крышу над головой, обеспечение базовых потребностей ( хотя часто с ограничениями, как мы видим из статистики выше). И он получает противоречащие друг другу послания. С одной стороны, родители есть. С другой стороны их нет.
Человек, воспитываемый в неполной семье или не в родительской семье, часто вообще не может признать факт своего сиротства.
Дети, выросшие в детдомах, часто пытаются удовлетворить свою потребность в получении родительской любви, бессознательно ищут эту любовь в других людях или же реально ищут своих родных родителей. И могут при этом испытывать разрывающие душу эмоции, одновременно сильную обиду на родителей ( если, например, мать отказалась от своего ребенка, оставила в роддоме) и одновременно испытывает сильную тягу и потребность выразить любовь к своей матери.
Признание факта, реальности своего сиротства, не как некоей ущербности или недостатка, а именно как свершившегося события, которое произошло и влияет на весь последующий опыт в жизни - это может быть очень психотерапевтичным. Само по себе понимание факта отсутствия чего-то, отсутствия ресурса, уже может быть ресурсом. И это понимание и признание отсутствия "у меня никогда этого не было и нет" может помочь " социальной сироте" выстроить новые отношения с людьми, и в том числе и с родителями. На новом формате, в формате уважения к реальности.
В свою очередь, ошибкой в психотерапевтической работе может быть попытка сделать как положено, " склеить нормальную семью", наладить отношения во что бы то ни стало, культивирование эмоции жалости, утешения. Такие эмоции могут оставлять " сироту" в состоянии той беспомощности, в которой он находится постоянно и от которой так хочет избавиться.
Многие из нас выросли в неполных семьях. Многие воспитывают в неполных семьях своих детей. Семья, как система, выстраивает наилучшие способы и пути для развития всех ее участников. Понимание же своей реальности для члена семейной системы - это также возможность и повлиять на всю систему, и, возможно, что-то изменить.
Ниже запись Инстаграм-эфира "Социальные сироты", другие видео смотрите в плейлисте Эфиры Инстаграм
ваш реалистичный психолог
© Эвелина Гаевская
опубликовано: СТУДИЯ ЭВЕЛИНЫ ГАЕВСКОЙ
Блог Эвелины Гаевской
ПРЯМЫЕ ЭФИРЫ ИНСТАГРАМ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
ЯндексДзен
Соцсети и контакты
Расписание и анонсы
Архив публикаций 2018 2017 2016 2014 2012 2011 2010